Контакты

Новости компании «Дымшиц и партнёры»

К проблеме обучаемости российских предпринимателей.

Июль 2013 года

Тут некто Клименко http://www.russia.ru/video/diskurs_14115/ опять поднял тему о вреде трансграничной торговли для российских интернет-магазинов. Подробно рассматривать его личный коктейль лжи, глупостей и провокаций на базе популярной ныне великодержавной паранойи, смысла не имеет. Кроме очередного примера групповой склонности «лидеров» Рунета к изоляционизму, она демонстрирует, что в России купечество, как было реакционным, так им и остается… Этой теме уже добрый десяток веков, так как еще новгородские купцы требовали от иностранных, чтобы те не продавали свои товары напрямую российским потребителям, а исключительно через них. И хотя российская деспотия извела новгородских купцов как вид уже давно, эта отвратительная идея пережила века и продолжает волновать воспаленные умы российских торговцев.

Безусловно, услуги торговли как таковой полезны и экономически целесообразны. Также как и соответствующее вознаграждение за эти услуги. Но эти услуги не должны навязываться потребителям, если в них нет необходимости. Соответственно, любой, кто хочет просто встать на пути движения товара от производителя к потребителю, должен быть послан заниматься чем-то другим, так как он в этой цепочке лишний. Большая часть российских интернет-магазинов именно этим — просто встать на пути товара и брать с потребителей налог за свое существование — и хочет заниматься. Основное нытье по поводу трансграничной торговли ведут интернет-магазины одежды-обуви и электроники. Заметьте, что книжные интернет-магазины этим как-то не озабочены, их больше беспокоит работа почты. Просто потому, что книжные магазины торгуют продукцией, произведенной в России, а торговцы одеждой и электроникой — исключительно импортом. Если бы эти магазины торговали тем, что производится в России и сталкивались с тем, что реэкспорт выгоднее прямых продаж в стране, я бы их беспокойство понял. Но так как они хотят то, что можно купить на Тайване за 10 долларов с доставкой продавать здесь за 70 с проблемами с доставкой, то никакого понимания от покупателей они не дождутся никогда.

Конечно же, они имеют огромные риски по ассортименту, затраты на хранение, свои на 80% бессмысленные рекламные затраты и т.д., которые они включают в цену. Но почему потребитель, имея возможность купить строго ту вещь, которая ему нужна, а не ту, которая есть у них с переплатой, должен из-за их желания заработать нести лишние затраты? Потребители с удовольствием избавляют их от этих забот и совсем не заметят их исчезновения.

Прелесть что международной, что внутренней интернет-торговли заключается в том, что покупатель может найти и купить именно то, что ему нужно, по минимально возможной цене где угодно в цивилизованном мире. Он избавлен от необходимости выбирать исключительно из того ассортимента, который имеется в магазинчике его Мухосранска или сформирован кем-то по  личным мутным предпочтениям… Сами по себе надежды конкретного интернет-магазина, например, одежды, сформировать полноценный ассортимент иллюзорны, так как на этом рынке не существует абсолютных лидеров, доля крупнейших брендов мизерна, а конкретной модели видна примерно так же, как звезда 15-ой величины… Аналогичная проблема в торговле электроникой, где моральное устаревание модели происходят быстрее, чем российский интернет-магазин заключит договор на поставку… Так что российским интернет-магазинам нужно искать, какую такую пользу они могут принести обществу, чтобы им платили… Разговоры про пользу в виде рабочих мест и налогов они пусть лучше забудут: в стране полно незаполненных рабочих вакансий, да и рабочие места Почты России ничем не хуже рабочих мест интернет-магазинов; а Почта России за счет сальдо по почтовым отправлениям получает куда больше, чем будут платить интернет-магазины налогов с их не всегда ясным бухучетом и коротким сроком жизни…

Куда большую проблему, чем сама тема трансграничной торговли, представляет общая склонность российского бизнеса свои проблемы решать за счет государственного регулирования. То сотовые операторы борются с голосовым трафиком интернета, а в последний раз даже стали бороться с продажей телефонных аппаратов вне их торговых точек; то РЖД борется с местной авиацией (что, кстати, кроме ущерба потребителей привело к дефициту летчиков для большой) или пытается обложить дорожными сборами грузовой транспорт; то ради чьих-то интересов ограничивают самыми разными способами ввоз то машин, то самолетов, то комбайнов; розничные сети успешно борются с киосками и мелкими магазинами; телевидение борется с наружной рекламой; и вообще глупость и маразм со здравым смыслом во всех областях общественной жизни… Ссылаясь на проблемы налогообложения и регулирования все почему-то хотят дополнительного налогообложения и регулирования, вместо того, чтобы бороться с этими бедами российского мироустройства. Ни дореформенный опыт, ни опыт последнего десятилетия не сформировал у этих глубоко советских людей понимания, что госрегулирование ничего кроме убытков, коррупции и избирательного правоприменения не приносит.

К сожалению, это демонстрирует неумение извлекать представителями российского бизнеса знание из опыта, даже повседневного… Ни экономического, ни политического… Что из давнего, что из недавнего… Вот отсутствие этого навыка — извлекать знание из опыта — беспокоит куда больше!