Зал "Brocard & Co"
«В 1913 году, по случаю 300-летия Дома Романовых, парфюмер Анри Брокар решает преподнести в подарок княгине Марии Александровне, матери императора Николая II, свое новое парфюмерное творение. Духи настолько понравились княгине, что тут же получили название «Любимый букет императрицы» Мы знаем их как «Красную Москву».
То, что вы прочитали в эпиграфе — распространенный миф, слепленный из красивых совпадений. В общем, все было не совсем так.
В начале было мыло
Генрих Брокар появился в Москве в 1861 г. Не углубляясь в детали:
несколько лет он работал по найму на одной из парфюмерных фабрик.
Продал личное ноу-хау, добыл начальный капитал. Арендовал конюшню и
почти без помощников и оборудования начал варить мыло.
Одни пишут, что «Продукция молодой фирмы сразу завоевала признание у
российского потребителя, а многие россияне потом признавались, что
«читать учились по Брокару»» — это о его «Детском» мыле.
Другие — что «молодожены открыли мыловарню, и Генрих вместе с двумя
работниками начинает варить мыло. Но как ни старался новоиспеченный
парфюмер, мыло спросом не пользовалось. Выручка составляла 2—3 рубля».
Считается, что «Детское» мыло с вытисненными буквами появилось первым.
Но настоящую известность и ощутимый доход принесло «Народное» по
копейке за кусок. Успешным или нет был старт, в итоге дешевое мыло
принесло большой капитал, и маленькая мыловарня смогла вырасти в одно
из крупнейших парфюмерно-косметических предприятий России. Настолько
крупное, что оно оказалось в состоянии дожить до наших дней.
Гений пиара
Одни пишут, что «рекламные ходы Брокара всегда были безошибочными…»
Другие
— что «Генрих Афанасьевич с раннего утра работает в лаборатории — он
великолепный парфюмер, но не коммерсант. Коммерческие задачи решает его
жена Шарлотта».
Кто был в семье маркетологом? Кто бы ни был, рекламные ходы были и вправду очень эффективными в денежном выражении.
Так, Брокары придумали объединять продукты в «линию»: были выпущены
наборы «Слава», включавшие 10 предметов парфюмерии от духов до помады —
«все в миниатюрном размере, в изящной упаковке». Стоил этот набор всего
1 рубль — угадайте, какой был спрос?
Не гнушались Брокары и «черным пиаром». Так, однажды свои духи они
разлили в пузырьки известной французской фирмы «Любэн», а те перелили в
свои флаконы. Так называемым парижским духам покупатели отдавали явное
предпочтение… пока через неделю газеты официально не опубликовали
признание Брокара в намеренном обмане. Был огромный скандал — а
выручка Брокара снова взлетела вверх.
Для Большой всероссийской выставки 1882 года Брокары придумали фонтан
из одеколона — практически каждый посетитель если не искупался в нем,
то намочил одежду, налил в «свою тару» или просто подушился. Несколько
дней вся Москва благоухала этим одеколоном — и еще долгие годы, пока
его не перестали выпускать. Многие ли сегодняшние рекламные акции могут
похвастаться такой эффективностью?
Бесспорно, лучшая пиар-акция Брокаров — преподнесение подарка
августейшей особе. В 1873 г. Москву посетила дочь императора Александра
II великая княгиня Мария Александровна. На приеме в Кремлевском дворце
Брокар преподнес ей восковой букет: надушенные розы, ландыши, фиалки,
нарциссы создавали полную иллюзию живых цветов. В результате Брокар был
удостоен звания Поставщика Государыни Великой княгини Марии
Александровны, герцогини Эдинбургской. Еще не Поставщик Двора, но уже
близко к этому.
«…российский предприниматель Генрих Афанасьевич Брокар с гордостью носил звание «Парфюмера мира № 1»…
За что же его называли великим? За долгую жизнь он создал не только много действительно хороших духов, но и несколько шедевров, как в парфюмерном, так и в коммерческом смысле. Так, пресловутый «Цветочный» одеколон (1882) был представлен в 80 (!) сортах — сейчас бы его назвали серией монозапахов.
Lilas de Perse, «Персидская сирень» (1889, Большая золотая медаль на Международной выставке в Париже) — его бесспорный хит, наравне с Chanel No5 Эрнеста Бо, современника и конкурента. Эти духи продолжали выпускать в течение XX века в уже советской России, они вдохновили современного автора Николая Коляду на создание одноименной пьесы, написанной специально для Лии Ахеджаковой. Уже в честь пьесы духи последний раз перевыпустили на «Новой Заре» в XXI веке.
Другие духи его были популярны, но хитов-призеров такого уровня среди них уже не было. Например, «Букет императрикс» в 1882 году называли одними из лучших Брокаровских духов. Из-за названия их часто отождествляют с «Любимым букетом императрицы» 1913 года, созданным уже после смерти Генриха Брокара.
Кроме того, история донесла до нас названия духов «Любит, не любит», «Ландыш», «Дивная сирень», «Таймыр», «Дивный ландыш», «Душистый горошек», «Душа», «Моя мечта», одеколонов «Жасмин», «Идеал грез», «Цветущий май», «Новая сирень». Рассмотрите внимательно рекламный листок, там много интересного.
Что касается «Любимого букета императрицы», то он действительно создан в лаборатории Дома «Брокаръ и Ко», но только не Генрихом Брокаром. Во избежание путаницы изложим факты последовательно: в 1873 году Генрих Брокар очень удачно преподносит восковой букет Марии Александровне. Вслед за тем он создает духи «Букет императрикс». Молва тут же приписала им запах легендарного воскового букета, якобы его воссоздание и было пожеланием Великой Княгини.
Генрих Брокар умер в 1900-ом году, а в 1913-ом, к 300-летию дома Романовых, парфюмер дома «Брокаръ и Ко» Август Мишель создал «Любимый букет императрицы», который он же и восстановил в 1922 году уже под именем «Красная Москва». Как раз за удачно преподнесенный «Любимый букет…» в 1913 году «Брокаръ и Ко» сделали Поставщиком Двора Его Императорского Величества.
Из-за похожих названий два «Букета…» легко спутать или даже «слепить» в один. Аналогично — с Великими Княгинями: две Марии Романовы отличаются только отчеством. К тому же подарок в свое время получили обе, и обе — от Брокара. Одна от Генриха, другая — от его наследника.
Может, история с «Любимым букетом…» — тоже миф? И он не имеет отношения к «Красной Москве»? Тогда придется признать, что «Красная Москва» появилась ниоткуда или же восстановлена Августом Мишелем не из его рецепта, а из архаичного «Букета императрикс» — верится с трудом, не так ли?
Однако нельзя утверждать наверняка, что «Букет…» Августа Мишеля не был хотя бы частично заимствован из брокаровского — мы не располагаем даже его описанием, и сравнить ароматы невозможно.