Контакты

Уродство как развлечение в начале XX века в России

Различная патология и особенности строения других людей много веков пугали окружающих. При этом бОльшую часть истории общества их мало, так как детей с той или иной заметной патологией убивали явным или скрытым (оставляя без помощи) способом. По мере в начале отношения к патологии не как к божьему наказанию, а как следствию естественных, пусть и с нарушением, процессов, и возникновению научного интереса отношение к таким детям и взрослым стало меняться и у них появились перспективы выжить. В итоге их стали показывать как «диковинки» на ярмарках и в цирках, но настоящий размах этом придал отец-основатель бизнес-модели шоу-бизнеса Финеас Барнум. Начав с рабыни-негритянки Джойс Хет, про которую считали, что в 1835 году ей было уже 161 год. После смерти негритянки он приобретает «Американский музей Скуддера», в котором показывает лилипутов, «русалку с острова Фиджи», сиамских близнецов, великанов, волосатых людей и т.д. Подобные демонстрации практиковали и до него, но он придал этому удивительный размах, заложил основы того, что сейчас называют «спонсорство культурных мероприятий» через размещение рекламы в месте проведения шоу и т.д.
В России подобная практика тоже встречалась, но особенно широкое распространение получила после 1905 года, когда изменились нормы и процедуры цензурирования общественных представлений. К этому периоду и относятся большинство рекламных почтовыхе карточек лилипутов, великанов и других людей с особенностями, демонстрируемые в этом разделе «Музея рекламы».
Как бы мы не относились сегодня к такой практике, следует признать, что она внесла значительный вклад к тому, что люди с особенностями физического строения в итоге были приняты обществом как его неотъемлемая часть.