Контакты
Собственные публикации/Маркетинговые коммуникации

Различаются ли эстетические предпочтения в зависимости от психологических характеристик

Различаются ли эстетические предпочтения в зависимости от психологических характеристик

Различных системы психографики создаются и обосновываются на гипотезе, что те или иные психологические характеристики влияют на эстетические предпочтения. Поэтому проведя соответствующую психодиагностику, вы получите не только психологический профиль, но и сможете оптимизировать затраты на творчество, создавать материалы «с заданным эффектом». Мне не известны исследования, в которых бы проверялась эта гипотеза.

Несмотря на то, что психология эстетики довольно развитое направление, но кроме того, что люди с развитыми эстетическими предпочтениями часто имеют более высокий уровень когнитивных способностей, она нам сообщить не может. Никто не ставит под сомнение пользу художественного, музыкального и прочего эстетического воспитания, а также то, что развитие когнитивных способностей в целом положительно влияет на социальную адаптацию, но связано ли это как-то с другими психологическими характеристиками, как-то никого за пределами маркетинга не волнует.

Следует также сделать замечание, что мы не обсуждаем психологию собственно творческих личностей, создающих художественные объекты, а нас интересует взаимосвязь эстетических предпочтений «обывательского» уровня с другими психологическими характеристиками.

В исследовании [1, 3200 респондентов, Москва и область, 2016 год] кроме различных психологических и поведенческих вопросов использовался краткий набор теста эстетической чувствительности Айзенка (VAST, Visual Aesthetic Sensitivity Test). В основе теста лежит выбор из двух абстрактных изображений, одно из которых создано художником, а во второе внесены «ухудшающие изменения».
Как видно из рис.1 распределение общих результатов близко к нормальному, хотя женщины продемонстрировали чуть более выраженную эстетическую чувствительность, чем мужчины. Из-за небольшого количества респондентов на краях распределения, в дальнейшем мы будем анализировать результаты только в диапазоне 3-9 баллов VAST.

Рис.1. Распределение баллов VAST в зависимости от пола.

Анализ зависимости от возраста показывает небольшой рост с возрастом, хотя он не монотонный.
Рис.2. Зависимость VAST от возраста

Как было установлено в исследовании, ключевой маркетинговый показатель — уровень дохода — зависит от психологических особенностей людей, прежде всего от сочетания проактивности и рефлексивности.

При анализе зависимости результатов VAST от ключевых психологических характеристик, влияющих на социальную успешность, можно увидеть небольшое рост при увеличении проактивности и снижение при росте рефлексивности, но говорить о каком-то выраженной взаимосвязи не приходиться.

При этом выявлен небольшой рост эстетической чувствительности у тех, у кого в трудовой мотивации более выражена мотивация «безопасность и комфорт» по сравнению с теми, у кого доминируют факторы самореализации и удовольствия, но различия небольшие.

Сама по себе эстетическая чувствительность позволяет немного больше зарабатывать женщинам, но у мужчин наибольшие доходы у тех, у кого эстетическая чувствительность имеет средний уровень. Нечувствительным к прекрасному, как и эстетам, что-то мешает зарабатывать…
Рис.5. Средние зарплаты в зависимости от эстетической чувствительности

Также была проверена гипотеза, что люди с различным психологическим статусом могут набирать равные баллы за счет различных стимулов. Но и тут мы не смогли найти существенных различий.


В общем получается, что говорить о каком-то наличии зависимости эстетических предпочтений от психологических особенностей не приходиться. Это же утверждение подтверждает, например, данные по кинопредпочтениям. Хотя при опросе люди и заявляют о жанровых предпочтениях, реальный просмотр и положительная оценка фильма не зависит от подобной позиции: все смотрят всё, кроме фильмов-ужасов, которую имеют свою аудиторию, а большинство их игнорирует.

Таким образом, можно сделать вывод, что любые системы психографики, выводящие какие-то зависимости эстетических предпочтений из психологических особенностей потребителей, являются недобросовестными спекуляциями. Различные товары и услуги имеют те или иные графические ассоциации, но при этом не имеют цветовых, но эти ассоциации определяются товарной группой, а не психологическими особенностями потребителей.


«Измерение реального влияния СМИ на когнитивные и поведенческие установки человека, с целью формирования новой информационной повестки в обществе», состоящий из комплекса исследовательский и аналитических мероприятий. Реализован в течение 1го полугодия 2016 г на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта частному образовательному учреждению «КЛАСС Тренинг. Коучинг. Консалтинг», в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ