СМИ и установки человека: формирующее влияние содержания или выбор соответствующего содержания
В различных научных направлениях — психиатрии, психологии, социологии, политологии — используются десятки видов типологий когнитивных и поведенческих установок человека, некоторые из которых, как типология Аристотеля, используются тысячелетиями, другие же создаются ad hoc для решения тех или иных задач. При обсуждении любой типологии, а также рекомендаций, следуемых из её использования, всегда возникает необходимость постулирования нескольких параметров предлагаемой типологии. К таким параметрам относится объективность/субъективность критериев типирования и устойчивость принадлежности к тому или типу классификации конкретного человека. БОльшая часть типологий настаивает на своей объективности и, как следствие, на устойчивости принадлежности конкретного человека к тому или иному типу. Например, в социологии и политологии одной из самых широко известных типологий является классовая теория, хотя ни объективностью в выделении классов, ни устойчивостью принадлежности к классам конкретных людей она похвастаться за полтора столетия своего активного использования не могла (проблема классификации мелких торговцев в классической теории; выделения класса «кулаков» в крестьянстве и классовая классификация советской интеллигенции и советской же номенклатуры в советский период и т.д.). В психологии примерно такую же позицию по известности и претензии на влиятельность занимает, например, концепт экстраверсии/интроверсии, хотя, как уже известно, с таким же разнообразными, но и такими же слабыми обоснованиями и полезностью, как и различные варианты классовой теории. Еще меньшей научной и практической пользой обладают административно используемые классифицирующие признаки, полезные исключительно в рамках конкретного администрирования и теряющие смысл при введении другого режима (примерами такого конкретно-административной полезности могут являться сословия или деление на малый и средний бизнес).
Пока неизвестна — и сомнительно, что может быть создана — всеобъемлющая социологическая и/или психологическая классификация, пригодная для решения различного рода задач. Используя типологию, построенную на самоотчетах респондентов, мы понимаем, что она является объективной ровно настолько, насколько применимо, с одной стороны, понятие «объективности» к самоотчету человека, а с другой стороны, насколько стабильна и предсказуема вообще жизнь человека. Даже за небольшой срок участия в исследовании — 3-4 недели исследования в рамках анализируемого Проекта [1] — у многих респондентов происходили различные значимые события, как социальные (потеря работы, изменение административного статуса или снижение или рост доходов), так и личного (болезни и смерть близких) плана, что не могло не влиять и влияло на их психологическое состояние. Аналогично нестабильными были и общественно-политические установки респондентов, хотя небольшой срок исследования и отсутствие в этот период значимых общественно-политических событий и не повлиял существенно на общее распределение по основным классифицируемым группам.
В рамках реализации в 2016 году социально значимого проекта (Проект [1]) классификация общественно-политической позиции проводилась на основании двух параметров: 1) одобрение деятельности Президента России В.В.Путина и 2) согласие с распространяемым СМИ утверждением, что уровень одобрения его деятельности в стране составляет 85%. По ответам на эти вопросы было выделено пять групп по общественно-политическому статусу:
1. Одобряющие деятельность и согласные, что уровень поддержки составляет 85%.
2. Одобряющие деятельность н не согласные с утверждением о 85% уровне поддержки.
3. Не одобряющие деятельность и не согласные с утверждением о 85% уровне поддержки.
4. Не одобряющие деятельность и согласные с утверждением о 85% уровне поддержке.
5. Затруднившиеся с выбором своей позиции.
Результаты панельной части исследования Проекта демонстрируют, что распределение респондентов по этим группам (включая группу, выбравших ответ «затрудняюсь ответить») не изменилось, хотя около четверти респондентов за месяц и изменили свою позицию по сложно-структурированному вопросу и более трети — по простому (Диаграммы 1-3). Но в условиях отсутствия значимых событий произошла взаимная компенсация изменений и общее распределение мнений среди участников панели осталось таким же (устойчивость распределения мнений по данной теме продемонстрировали в анализируемый период и результаты других исследований).
Диаграмма 1. Распределение респондентов по группам одобрения в двух этапах исследования.
Диаграмма 2. Распределение изменений позиций респондентов во втором этапе исследования по сравнению с первым.
Диаграмма 3. Распределение представлений о «реальном» уровне одобрения деятельности В.В.Путина
Из блока психологических характеристик, которые диагностировались в исследовании, наиболее информативным и корреспондирующим с социально-экономической эффективностью оказался показатель ПРОАКТИВНОСТИ. Под высокой проактивностью понимают такое отношение к окружающим событиям и поведение человека, которое демонстрирует принятие ответственности за себя и свою жизнь, проявляемое в высокой активности и адаптивном разнообразии деятельности. Альтернативной (но не противоположной!, т.е. конкретный человек в различных ситуациях может использовать сочетание того и другого типа переживания и поведения) формой поведения является рефлексивность, т.е. склонность к переживаниям по поводу неблагоприятных внешних обстоятельств, приводящая к низкой активности и монотонности деятельности. Различие в видах активности проявляется и в трудовой эффективности и, как результат, в кратном различии уровня дохода (см. Диаграмма 4).
Диаграмма 4. Зависимость уровня дохода в зависимости от сочетания проактивности и рефлексивности.
Кроме уровня дохода люди с разной проактивностью различаются и другими параметрами, не только трудовой мотивацией и эффективностью. Это сочетается (см. Диаграмма 5) с лучшей самооценкой своего здоровья, превалирования проактивности над рефлексивностью (предпочтение попытки осуществления перед долгими размышлениями), сочетанием более разнообразного досуга при бОльшей глубине творческой активности, сравнимым с другими группами временем на работу, но с гораздо большей эффективностью, и существенно меньшим объемом телесмотрения. Несмотря на распространенное мнение, что критическое отношение к деятельности В.Путина положительно связано с доходом, в проведенном исследовании это мнение подтверждения не нашло: группа с высокой проактивностью занимает наиболее сервильную позицию. В отличие от людей с низкой активностью и эффективностью, где доля занимающих негативную позицию заметно выше. Следует обратить внимание, что это негативная позиция людей с низкой активностью сочетается с гораздо бОльшей долей телесмотрения в общей структуре жизнедеятельности.
Диаграмма 5. Структура и выраженность различных сфер жизнедеятельности у групп с различной проактивностью.
Так как в обсуждаемый период — с февраля по апрель 2016г — не происходило резких изменений политической и социально-экономической ситуации, то можно считать, что изменения в общественно-политической позиции определялись сочетанием влияния последствий индивидуального поведения, личных событий и воспринятого информационного потока.
Резонно предположить, что целью изменения информационной повестки в обществе является сохранение имеющейся структуры общественно-политической поддержки при повышении проактивности как можно более широких слоев для обеспечения экономического роста и общественного развития.
Как уже отмечалось выше, за 3-4 недели между двумя интервью у ¾ респондентов общественно-политическая позиция не изменилась, а изменения остальных взаимно компенсировали друг друга, что объясняет стабильность распределения позиций в обществе (Диаграмма 6).
Диаграмма 6. Распределение респондентов по исходной и конечной позиции в двух этапах исследования.
За этот период изменения в других сферах были также не слишком выражены. В сфере досуга происходило систематическое снижение всех видов досуговой активности, кроме поездок на дачу; стало меньше конфликтов в семье, но чаще люди сталкивались с задержкой зарплаты, и выросла доля тех, у кого есть большие — больше двухмесячной зарплаты — долги. Трудовая мотивация продемонстрировала снижение самоуважения и вклад альтруизма как трудового мотива. Респонденты также отмечали рост международных конфликтов, нарастание проблем в стране, увеличения засилья чиновников и улучшение погоды. Т.е. мы видим, что хотя недели между интервью и не прошли спокойно и напряженность отношения к определенным аспектам общественно-политической жизни выросла, результирующая позиция — степень доверия к В.Путину — в среднем не изменилась, хотя при таком фоне это бы не вызвало удивления.
Анализ медиапотребления групп сохранивших и изменивших свою общественно-политическую позицию показывает, что у изменивших позицию меньше активность медиапотребления, чем у сохранивших её (позволим себе напомнить, что сам факт изменения позиции никак не связан с направлением этого изменения и в целом группы со снизившимся уровнем доверия сравнимы с группами с повысившимся уровнем доверия).
Диаграмма 7. Медиаохваты различных типов и видов политически стабильных и политически нестабильных групп.
Причем сравнительно более низкая интенсивности медиапотребления формировалась не из-за отказа от каких-то конкретных изданий, каналов или станций, а касается всех средств массовой информации (см. Диаграммы 8-11):
Диаграмма 8. Аудиторные показатели ежедневных газет.
Диаграмма 9. Аудиторные показатели еженедельной прессы.
Диаграмма 10. Аудиторные показатели телеканалов.
Диаграмма 11. Внутрисуточная динамика радиослушания и телесмотрения.
Обращает на себя внимание тот факт, что наибольшую информационную вовлеченность (- доля назвавших спонтанно хотя бы одно событие, обратившее на себя их внимание) демонстрирует как раз группа, которая не одобряет деятельность В.Путина, но согласна с утверждением о 85% поддержке, а сравнительно низкую информационную активность демонстрируют избегающие конкретного ответа (у большинства из них его действительно нет) и не одобряющие деятельность В.Путина (Диаграмма 12).
Диаграмма 12 Уровень информационной вовлеченности групп с различиями в одобрении деятельности В.В.Путина.
Также следует учитывать, что, несмотря на непринципиальные различия в аудиторных показателях различных носителей в зависимости от общественно-политической позиции (кроме систематического снижения смотрения лидирующих телеканалов) набор событий, на которые обращают внимание, различается. «Неодобряющие» респонденты гораздо чаще остальных обращают внимание на конкретные и частные события (как, например, снос павильонов у метро в Москве), при среднем по всей выборке к остальным событиям.
При этом если проанализировать структуру информационной вовлеченности в зависимости от психологических особенностей, то мы увидим исключительно рост информационной вовлеченности с ростом проактивности, но не изменение структуры воспринятой информации.
Таким образом, проведенным в рамках реализации Проекта исследованием установлено, что общественно-политическая позиция и её устойчивость на коротких сроках не зависит от объема и характера получаемой через средства массовой информации. Сравнительно бОльшее медиапотребление, особенно телевидения, способствует укреплению исходной позиции, вне зависимости от совпадения содержания информационного потока и личной позиции. Мы видим, что люди с низкой проактивностью и высоким телесмотрением занимают гораздо более негативную позицию по отношению к власти, хотя на том же телевидении не существует телеканалов, занимающих хотя бы критическую позицию в оценке его деятельности.
Постоянно увеличивающийся объем общественно-политического вещания на телевидении оказывает совсем не тот эффект, который ему приписывается и который от него ожидается. На формирование общественно-политической позиции людей ключевое влияние оказывают реальные события их личной жизни и конкретные действия властей, имеющие очевидный эффект. Проблема заключается в том, что конкретные действия властей с быстрым и очевидным эффектом практически полностью ограничиваются реакциями на катастрофы, а не-боевая повестка дня в этом смысле практически не дает информационных поводов. Возможно, что сама по себе постановка задачи формирования поддержки через активную коммуникацию в СМИ или является не совсем верной или решается в извращенной форме, так как имеющие большее медиапотребление занимают гораздо более критическую позицию чем те, кто избегает контакта с этим информационным потоком. Например, несмотря на всю информационную активность заинтересовать российских граждан проблемой евробеженцев не удалось, также за пределами активного внимания публики осталась президентская компания в США и т.д.
В результате мы видим, что наиболее активная и продуктивная часть российского общества скорее избегает контакта с российскими средствами массовой информации, как не сообщающими им ничего для них интересного, а основной объем аудитории того же телевидения составляют люди, для которых телесмотрение является формой «проживания времени», так как в непосредственном социальном взаимодействии они не эффективны, что приводит к формированию негативной общественно-политической позиции.
___________________________________________________
[1] Проект — «Измерение реального влияния СМИ на когнитивные и поведенческие установки человека, с целью формирования новой информационной повестки в обществе», состоящий из комплекса исследовательский и аналитических мероприятий. Реализован в течение 1го полугодия 2016 г на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта частному образовательному учреждению «КЛАСС Тренинг. Коучинг. Консалтинг», в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.