Почему в кельвинах всегда больше, чем в цельсиях и они оба странно связанны с фаренгейтом,
и об очередном саморазоблачении типа «думающего класса, не смотрящего телевизор»
Последние дни мая 2019 года в политически экзальтированных кругах российского общества прошли в обсуждении рейтинга В.В.Путина, якобы вдруг резко выросшего по данным ВЦИОМ. Общее настроение отражено в заголовке РБК «ВЦИОМ начал по-новому измерять рейтинги политиков. Рейтинг Владимира Путина сразу резко вырос»
Очевидно, что рейтинг политика сам по себе от методики опроса не меняется, но при разных методах опрос, а также даже при семантических близких определениях получаются разные значения. Это сродни измерению температуры с использованием градусников с разными шкалами: при измерении по шкале Цельсия и Кельвина изменение на определенную величину градус будет отражаться равномерно, но с систематическим смещением; при использовании шкалы Фаренгейта только при одном значении температуры они будут равны, а при значениях выше и ниже этого значения изменяться неравномерно.
Так как температурных шкал гораздо больше чем три известных некоторой части населения, то и измеряемое значение будет выражаться разным цифровым значением в зависимости от используемого метода и шкалы.
При социологических опросах при разной формулировке вопроса
и разной форме получения ответа (спонтанный ответ респондента или выбор
варианта ответа из списка), будут получаться разные цифровые значения,
характеризующее изучаемое социальное явление. Как и при измерении температуры
при опросах существуют технологические особенности, которые могут повлиять на
результат, но сейчас мы их обсуждать не будем. Прежде всего потому, что
содержательно эту тему в стране может обсуждать человек 30, хорошо, если 50; во-вторых,
в обсуждаемых результатах эти возможные проблемы дают систематический сдвиг, величина которого
не влияет на выраженность и динамику обсуждаемого явления.
Так вот, если вы задаете вопрос и не подсказываете ответ, то при вопросах на
разные, например потребительские темы, до 40%, а по некоторым темам до 60%
опрашиваемых не в состоянии
сформулировать содержательный ответ. При опросе про доверии политикам (база результатов с 2006 года https://wciom.ru/news/ratings/doverie_politikam)
того или иного называют некоторое количество людей. До пенсионной реформы часть
называли более одного политика, пенсионная
реформа подорвала доверие ко всей системе, а после Нового года люди еще больше
потеряли надежду на политиков, а также решили не жениться и не разводиться (не
размножаться решение приняли еще на Новый 2016 год)
.
Что при этом интересно, так это доля доверия, приходящаяся
на В.В.Путина в общественном сознании: она тоже снижается. На мой взгляд, это
куда более интересный факт, чем значение рейтинга.
Все эти показатели по любому не сильно радовали заказчика ВЦИОМ, к тому же по альтернативным данным (ФОМ), где спрашивали не спонтанное знание, а задавали вопрос о доверии с называнием фамилии, в «фаренгейтах» (или «попугаях») все выглядело куда привлекательнее, а главное — стабильнее
При этом обращаю внимание, что уровень доверия по ФОМ (сумма
«безусловно доверяю» и «скорее доверяю») составляет 60% (на пике 85%, перед
пенсионной реформой 80%), а по ВЦИОМ 72,3%. ВЦИОМ строго спрашивает «доверяете
или не доверяете» в списке из 5 фамилий и позволяет затрудниться с ответом (4%
по сравнению с 5-7% при альтернативах ответов у ФОМ) и в результате на фоне
Медведева, Жириновского, Зюганова и Миронова показатель доверия В.В.Путину оказывается
на 20% больше (что не удивительно на таком фоне
)
Методологически подход ФОМ мне ближе, но
хотелось бы заметить, что в маркетинговых исследованиях стремление заказчиков
формулировать вопросы и альтернативы ответов так, чтобы получить более высокое
значение индикатора выраженно куда больше, чем в российской политике
В итоге российская политизированная тусовка имеет три цифры доверия В.В.Путину: 72,3% при двухальтернативном варианте оценки списка из пяти персон ВЦИОМ, 60% при пятиальтернативном варианте ФОМ и 31,7% при спонтанном ответе на вопрос. Все они 1) соответствуют текущему состоянию умов российского общества, в независимости от того, радуют они вас лично или огорчают, и 2) все они являются правдивыми и точными в том самом смысле, который подразумевается под точностью в социологии, а она на самом деле гораздо выше и содержательнее, чем о ней привыкли думать. Безусловно, из-за того, что на всех этапах социологических исследований большую роль играет человеческий фактор, в социологических исследованиях могут быть технические и содержательные ошибки и даже фальсификации, но они при некотором опыте и постоянном наблюдении по интересующим темам довольно легко выявляются. По сравнению с расчетом ВВП статистическим ведомством они гораздо точнее, так как люди действительно так отвечают, а вот ВВП является абсолютно умозрительной величиной, как бы его не считали
Но вместо того, чтобы таки обратить внимание на происходящие
процессы в обществе и тем или иным образом использовать эту информацию в
кропотливой еженедельной работе, мы увидели фестиваль прыжков и ужимок, всякие
хихоньки и хаханьки
Затем часть
общественности обиделась на вырванный из контекста пассаж замминистра связи
Алексея Волина о «асоциальные элементы, им телевизор не нужен» и названную им же за пять месяцев в другом выступлении о 5%
жителей, которые не смотрят телевизор.
Именно эта бессодержательность риторики
оппонентов действующей администрации и приводи к тому, что даже самые известные
из них воспринимаются политиками только 2-3% населения. С такой
бессодержательной и, извиняюсь за мой французский, демонстрирующий
некомпетентность обсуждающих, повесткой дня на большее рассчитывать не стоит.