Контакты
Собственные публикации/Разное

300 лет регулярной почты в России: история нечеткого множества..

На сегодняшний день Почта России является одной из крупнейших почтовых сетей в мире (около 42000 отделений), хотя доступность отделений для клиентов меньше, чем в Германии, Франции или Канаде: 3,01; 2,62; 1,75 тысяч человек на отделение соответственно при 3,56 тысячи в России. Но существенно больше, чем в той же Италии (4,61 тыс.), Швейцарии (3,9 тыс.) или США (10,84). Сравнение выглядит вроде весьма прилично, но сути не отражает: в современном мире количество отделений все меньше отражает доступность почтовых услуг в той или иной стране. Например, в той же Швейцарии практически любое письмо или посылку можно отправить в автоматизированном пункте почти в каждом супермаркете, а письмо опустить в почтовый ящик в автобусе. Также во многих странах кроме национальных, в той или иной мере государственных, почт развиваются альтернативные операторы, что делает прямое сравнение затруднительным.

Что же касается российской почты, то понять, что же она из себя представляет структурно, никогда не было простой задачей и даже небольшой исторический анализ превращается в увлекательное расследование. Сложность решения этой задачи и оценки результата — как и в чисто счетном аспекте, так и с точки зрения анализа качества почтовых услуг — зависело от разных факторов. Одна нестабильность российских и советских границ за последние 300 лет создает проблемы для исторических сравнений. Но особую привлекательность желанию узнать конкретику придает свойственное во все времена руководству российского почтового ведомства скрытность, лукавство, стремление преувеличить свои достижения и принизить результаты предшественников. Одновременно решить все эти задачи, не демонстрируя при этом вечно догоняющее развитие российской почтовой системы, борьбу с альтернативными почтовыми сервисами, пытающимися компенсировать те или иные недостатки государственной почты, и жлобство по отношению к клиентам, довольно сложно. Все это приводит к неполноте публикуемой текущей информации во все исторически периоды и нестабильности и искажением почтовой статистики, начиная с последней четверти XIX века. В итоге даже такой простой показатель, как число почтовых учреждений из различных источников различается и был неполон даже в дореволюционный период, а советские пропагандисты в своем оправдательном раже режима устроили просто вакханалию.

История ординарной почты в России началась в 1720 году, когда в мае Именной, а в декабре — Сенатский, указы предписали создать систему регулярной доставки почты до каждого губернского и более-менее крупного города. Указы выполнялись из рук вон плохо, и даже через 80 лет после Высочайшего предписания в стране было всего 163 почтамтов и контор и 426 почтовых экспедиций, а в 1858 году, при введении почтовых марок — около 1400 учреждений различного типа. Отставание от европейских стран (Франции, Германии) было кратным, как по плотности почтовых учреждений, так и по интенсивности переписки. Бо’льшая часть корреспонденции, проходящей через государственную почту была казенной, так как частные лица не сильно доверяли почтовому ведомству. Это недоверие было результатом и недисциплинированности в работе, и склонности к перлюстрации корреспонденции, а также некоторым весьма своеобразным нормами, как, например, запрет вкладывать письменные сообщения в посылки. Поэтому во все времена параллельно почте существовала практика отправки писем как с оказией, так и довольно устойчивых систем обмена корреспонденцией, примеров которой сохранилось довольно много в архивах и которые активно используются для фальсификации филателистических редкостей. Содержание этих писем позволяет сделать вывод, что в рамках таких альтернативных систем осуществлялась не только передача письменных сообщений, но и посылок, а также финансовые операции по тарифам, кратно ниже почтовых. Эта практика пережила века и практика «передать посылку с проводником» пошла на спад только в последние годы.

Нельзя сказать, что недостаточность почтовой сети, что национальной, что внутри крупных городов, не осознавалась государственной бюрократией, и пусть ужасно медленно, с отставанием на десятилетия от европейских столиц, но вводились и городские почты, и развивалась общенациональная сеть, и вводились новые виды отправлений. Например, заказные письма были введены позже прусской почты на 40 лет, причем в начале исключительно для международной и только еще через пять лет для внутренней почты. При этом постоянной заботой почтой изыскивались возможности для получения доходов, не неся затрат. Возможно, сказывается привычка, сформированная выполняющими почтовые функции чиновниками еще в первые 60 лет существования системы, в 1720-1783 гг., когда по сути произвольно взыскиваемые платежи шли исключительно на их содержание, а перевозка почты осуществлялась за счет центрального бюджета. Несмотря на прошедшие столетия, мы регулярно видим различные инициативы Почты России, предусматривающие многомиллиардные субсидии на развитие той или иной идеи, не всегда имеющей отношение к собственно почтовой службе. Например, в 2019 году Почта России запросила у правительства 85 миллиардов рублей на превращение в многопрофильного логистического оператора, включая дистрибуцию алкоголя. Тяга к нему у почтового ведомства тоже генетическая: в первые годы существования петербургского почтамта он финансировался за счет беспошлинной торговли импортным алкоголем, лишение почтамта этой привилегии проходило с участием солдат. Также, в 1874 году была введена плата обывателей за открытие почтовых операций на конных почтовых станциях и ежегодные платежи на их поддержание. Эта практика — дополнительное обременение сельских жителей за оказание им почтовых услуг — в полной мере сохранилась и в советское время, хотя в разные периоды имела разные формы. Горожане же были избавлены от сверхтарифных обременений, за доставку на дом каждого простого письма, только в июне 1875 года, благодря нормам Всемирного Почтового Союза, которым Россия вынуждена была подчиниться после нескольких лет игнорирования.

Кроме стремления получения различных дополнительных сборов с клиентуры, почтовое ведомство также всю свою историю было крайне обеспокоенно возможной конкуренцией. Эта борьба включала в XIX веке включала различные ограничениях даже для той же земской почты, учреждаемой в игнорируемой почтой уездах обывателями. К числу таких ограничений относились и запреты на пользование почтовыми трактами, и предписание ограничение почты рамками только одного уезда и другие меры. Аналогичную борьбу с конкуренцией мы видели и совсем недавно в рамках борьбы Почты России за ограничение лицензирования частных компаний и уничтожение независимого директ-маркетингового бизнеса при введении новых нормативов на франкировальное оборудование. Кроме организационных ограничений, земские почты игнорировались почтовой статистикой, хотя на пике (в 1901 году) они были организованны в 2/3 уездов Империи и в значительной мере были вытеснены только учреждением вспомогательных почтовых отделений при волостных правлениях, но окончательно уничтожены уже советским почтовым ведомством. Почтовые учреждения при волостных правлениях и других земских и частных учреждениях, также содержащиеся обывателями, хотя бы были включены в регулярные почтовые тракты и указатели общегосударственной почты. Кроме обременения селян, почтовое ведомство перекладывало свои обязанности и на других лиц, в том числе на начальников железнодорожных станций, которые в полувынужденом порядке осуществляли прием и выдачу простой корреспонденции и периодической печати (в противном случае они получали бы почту, через оседлые почтовые учреждения, гораздо позже и сложнее).

Так или иначе почтовая сеть, конечно же, развивалась. Как уже упоминалось, в 1858 году в Империи было около 1400 отделений, за следующие 10 лет произошло за удвоение сети, в том числе полноценных почтовых учреждений всего 40, а остальные различные пункты с ограниченным объемом услуг: прием на конных почтовых станция; существенный вклад, четверть всего прироста, дал прием и выдача простой корреспонденции на железнодорожных станциях, осуществляемый сотрудниками железной дороги. Перед объединением почтового и телеграфного ведомств, в начале 1880-х годов, количество учреждений превысило 6000, но полнопрофильные составляли менее 50% от них. Только в 1890 году, после завершения объединения почты и телеграфа, доля полноценных учреждений составила 70% от почти 8000 и последующие четверть века доля таких учреждений составляла 70-75%, хотя до 1915 года треть из них содержалась обществом, а не ведомством.

В итоге в начале XX века почтово-телеграфная сеть России, учитываемая почтовым ведомством, включала следующие типы учреждений (без Финляндии) в 1913 и 1916 годах:

1913 год

1916 год

Почтамты и конторы

27

10948

Почтово-телеграфных контор

1626

Почтово-телеграфные отделения (временные и постоянные)

2958

Почтовые отделения (временные и постоянные)

1656

Почтовые отделения перевозки почт

170

Железнодорожные почтовые отделения

635

Прием простой корреспонденции на конных станциях

190

Всего Почтового департамента

7262

При волостных правлениях прием всякой корреспонденции

2398

~800

При волостных правлениях прием и выдачей только простой корреспонденции

1714

Железнодорожные станции с приемом и выдачей только простой корреспонденции

3739

~2500

На субсидиях и/или услугах обывателей

7851

3363

Итого

15113

14311

в т.ч. полноценные почтовые учреждения

9470

10948

в т.ч. учреждения с операциями только простой корреспонденции

5643

3363

Данные таблицы включают учреждения Привислинских губерний (нынешняя Польша, около 1200 учреждений), но не включают телефонные станции (около 300 на 1913 год), учитываемые в общей статистике в советский период.

Из таблицы видно, что больше половины почтово-телеграфных учреждений в России в 1913 году не содержались почтовым ведомством, а субсидировались в той или иной форме клиентурой; также продолжали свою деятельность не отражаемые в статистике земские почты.

Но к октябрьскому мятежу 1917 года структура сети изменилась: выросла доля полноценных учреждений. Связано такое резкое изменение с волей Императора в октябре 1915 года, предписавшего при всех почтовых учреждениях открыть сберегательные кассы. Так как для этого требовалось, чтобы почтовое учреждение имело сейф и соответствующие штаты, вспомогательные учреждения массового стали переводить в отделения. С учетом потерянных за время войны территорий, количество учреждений в целом уменьшилось.

После октябрьского переворота перед почтовой статистикой, кроме задач собственно учета, встала задача демонстрация успехов новой власти. Для этого необходимо было определить «точку отсчета», которым был выбран 1913 год. В первом статистическом справочнике «Народное хозяйство России за 1921-1922 гг.», в качестве числа почтовых учреждений указывается 9365 учреждения для РСФСР. Стоит напомнить, что РСФСР 1922 года кроме современной России включала все нынешние республики Средней Азии и Казахстан, но не включала нынешнюю Калининградскую область, Туву и западную часть Карелии. В справочниках 1932-1936 годов для всего СССР указывалось как базовые показатели для 1913 года 5212-5619 штатные конторы и агенства и 7123-7168 нештатных и передвижных агентств, с общей. В дореволюционной России не использовалось понятие «агентство» и не было передвижной их формы, но размерность цифр позволяет предположить, что к «штатным» отнесли все учреждения Почтового департамента, а нештатным вспомогательные учреждения, что очевидно с точки зрения подчиненности, но не отражает структурно важные характеристики сети (полноту почтовых операций в учреждении).

После справочника «Транспорт и связь СССР» 1936 года в течении более 20 лет никакой сравнительной информации по развитию связи не публиковалось. В «Кратком статистическом сборнике» 1955 года с грифом «секретно», отпечатанного тиражом всего в 30 экземпляров на 1913 году указано наличие 8 тысяч предприятий связи. В сборнике «Народное хозяйство СССР 1959», в котором на СССР дается 7618 учреждений связи с пропусками по прибалтийским республикам, но есть данные на структуру в 1940 году. На РСФСР в этой таблице приводиться 5965 учреждений.

Некоторое просветление посетило Министерство связи при подготовке юбилейного сборника «Развитие связи в СССР 1917-1967» : «в 1913 году общее количество предприятий связи составило примерно 11 тыс., с учетом же всех вспомогательных пунктов — 13 тыс.». Приводимые цифры существенно больше 7,6 тыс., близки к используемые в 1920-1930-х годах, но в тот период в СССР по сравнению с 1940 и тем более 1966 годом не входили ни бывшие прибалтийские губернии, ни так называемые «Западная Украина и Белоруссия», ни Молдавия. Эта цифра тоже далека от истины и по величине, и по структуре. Перед Первой Мировой войной в Империи (без Финляндии с присоединенной позже к СССР Выборгской губернией) было 9,5 тысяч почтовых учреждений с приемом всякого рода корреспонденции и 5,6 тыс. проводящих операции только с простой корреспонденцией, т.е. более 15,1 тыс. учреждений. Даже возможная, без предупреждения, поправка на учреждения Привислинских губерний (около 1200), выявляет занижение числа учреждений примерно на тысячу. Также весьма забавно выглядит, что почтовый оборот, указанный в юбилейном сборнике, относился к 1912 году, а не к 1913, что занижало базовые значения на 10%. Преимуществом сборника является публикация данных по изменению структуры почтовой сети в 1916-1919 годах, которая, несмотря на искажение данных 1913 года, по границам СССР 1945-1991 годов выглядит весьма правдоподобно.

Объединяя достоверные данные из разных источников, структура советской почты описывается следующими показателями (1913-1917 гг. — в границах СССР до 1939 года, в 1918-1934 годах — РСФСР и СССР в актуальных границах на конец года):

Отделения

агентства НКПиТ

внештатные учреждения

всего агентств

всего учреждений

1913

5445-5619

7123-7168

12380-12742

1913 CCCР H1922

5445

1914

~6000

~7150

~13200

1915

~6100

~7150

~13250

1916

10948

3363

14311

1917

9027

2772

11799

1918

7953

2442

10395

1919*

5155

1584

6739

1920

13625

1921

9352

~2000

Без ДВР и ЗКФСР

11417

1922*

4977

1884

6861

01.02.1923

7192

1683

15.11.1923

7123

1884

2618

4502

11625

1924

6876

1735

5219

6954

13830

1925

6098

2317

10809

13126

19224

1926

3886

3387

8150

11537

15423

1927

3511/3522

4398/4436

7418/4508+2804

11816/18802

15327

1928

3538/3567

4709/4744

6816/4341+2541

11525/20526

15063

1929

3772/3790

4844/4905

7304/5160+2300

12148/22908

15920

1930

4394/4414

6950/6933

12848/11612+1746

19798/39647

24192

1931

4912/5072

6432/10024

29326/27871+536

35758/119171, в т.ч. за счет колхозов 96481

40670

1932

5257

39356

44613

1933

5305

38391

43696

1934

5779

39424

45203

· Минимум 1919 года обусловлен закрытием отделений и уменьшением зоны контроля советских властей; минимум 1922 года — сокращением сети в процессе перехода на самоокупаемость ведомства при вводе «новой экономической политики». Данные за 1927-1930 содержат две цифры, одна на 1 октября, а вторая на 1 января следующего года (из Вильин А. Народная связь//Народное хозяйство СССР. Экономико-статистический журнал. Партиздат. Москва. № 7-8, 1932, стр.145-154), что связано с переводом бюджетного года в 1931 году на 1 января.

Как мы видим, в 1931 году внештатные учреждения в составляли более 70%. Данные по структуре почтово-телеграфной сети за последующие периоды не публиковались и требуют дополнительного поиска в архивах.

Интересна дальнейшая судьба обсуждаемых цифр в статистических публикациях времен СССР. В сборнике, посвященном уже 50-летию СССР «Транспорт и связь» 1972 года, для 1913 года используется цифра в 11 тыс, а для 1924 года — 9 тыс. и для 1928 — 15 тысяч. То есть с 1928 года данные включают в себя все вспомогательные структуры, а для 1913 и 1924 — только штатные учреждения ведомства, то есть налицо вполне осознанное манипулирование данными. В сборнике «РСФСР за 50 лет» мы опять встречам цифру 7,7 тысяч предприятий связи в 1913 году, заимствованной из «Народного хозяйства СССР 1959», но там она относилась ко всему СССР, а к РСФСР было приписано 5965 учреждений.

Так какая же цифра правильная? Данные из всех доступных источников позволяют оценить количество почтовых учреждений в современных границах России (без Калининградской области, до 1945 года обслуживалась германским почтовым ведомством) на 1913 год в 8700 учреждений, в том числе около 6000 различных учреждений почтового ведомства и 2700 вспомогательных почтовых пунктов. Возможно, за счет городских отделений связи, относительно учета которых почтовое ведомство было непоследовательно, на 200 учреждений ведомства больше.

При этом данные о структуре почтовой сети в советских статистических сборниках не публиковались, эти данные относились к информации «ДСП» («для служебного пользователя», один из уровней секретности). Понять, сколько же было собственно почтовых учреждений из этих данных невозможно. В изданном в 1969 году справочнике присвоенных почтовых индексов, кстати, имеющим гриф ДСП, имеется информация о 64 тысячи почтовых учреждений, а статистические справочники на тот же период дают более 78 тысячи учреждений связи. Разница в 14 тысяч учреждений возникает, скорее всего, кроме включения в счет административных учреждений и телефонных переговорных пунктов, а за счет учета станций железных дорог, с которых и на которые можно было отправить телеграмму. При этом в царский период телеграфные учреждения учитывались отдельно. Также следует учитывать, что в той же Москве из пяти сотен отделений в этот период почти пятая часть составляли закрытые для публики отделения связи, а доставочные — только 2/3 сети. В 30-50-е годы доля закрытых, обслуживающих только организации, отделений связи достигали четверти всех отделений связи в крупных городах.

По Статистическому ежегоднику России на 1992 год в стране было 46,1 тыс. почтовых отделений из 49,3 тыс. учреждений связи. Так как количество учреждений связи в РСФСР было более-менее стабильно с середины 1970-х годов, то допустимо предположить, что количество почтовых учреждений в тот период колебалось в районе 45-46 тыс.

Решение о ликвидации агентств было принято только в 1957 году, практически все они были переведены в отделения. Довольно долго Министерство связи СССР переводило почтальонов в сельской местности, оплачиваемых колхозами, в свой штат; хотя содержание учреждений почты и совмещенных с ними сберкасс за счет колхозов и совхозов сохранялось до последних лет советской власти. Известный цинизм этой ситуации придавало то, что с самых первых забот советской власти о почтовой сети в деревне, эти заботы были мотивированы не собственно почтовым обслуживанием, а обеспечением своевременной доставки советской прессы. Учитывая, что она была во многом вмененной и платной, то фактически советская власть кроме обязанности оплачивать всю эту идеологическую продукцию, вменяла еще и содержать учреждения для ее доставки. Длительные периоды существования дополнительной оплаты за доставку посылок в учреждения в стороне от железных дорог, а также другие различные сборы и/или сервисные ограничения для сельских адресатов, цинизм и беспринципность почтового ведомства, в итоге рапортующего о своих успехах, выглядит просто вопиющим.

В почти 500-страничном сборнике 1967 года о развитии советской почты первым 200 годам истории ординарной почты в России посвящено всего 28 страниц. Для советской почты, ощущающей себя как новое явление, было традиционно, хотя и демонстрирует комплекс неполноценности. Но таким же путем идет и Почта России, посвящая всего один абзац советскому периоду и вовсе игнорируя почти 200 лет досоветского на своем сайте в разделе «История»
Годы идут, руководство меняется, но характер и стилистика взаимоотношения Почты России с клиентурой и обществом практически не меняется.