Контакты
Собственные публикации/Разное
Михаил Дымшиц

МОСКВА. Так что нам в этих звуках? Москва в координатах современного состояния старых мифов

Большой город или большая деревня? Первая или все-таки единственная столица? Хлебосольная хозяйка или «слезам верить не хочет»? «Третий Рим» или глухая провинция? Почему именно она оказывалась «позади нас» и на среднерусской возвышенности, и в горах Среднего Востока, и в самых разнообразных джунглях? Сколько мнений, сколько оценок, и каждая стремится спорить с остальными! Мы знаем, мы чувствуем, что все это говорится про один и тот же город, и почти с каждым утверждением мы готовы согласиться, не признавая собственных противоречий.

Почему на всем постсоветском пространстве с детской радостью узнавания встречают песню «Сумасшедшие москвички»? И почему на том же, весьма широком пространстве, так любят песню «Московские окна»? Кто они, жители этого города, что объединяет их друг с другом, а что отличает от других? Почему часть из них, по общему мнению — москвичей, считает, что живет в другом городе («Если Тушино не город, то Волга не река»), а все они явно не доверяют кому-то из них («Митино — это уже не Москва»).

Само разнообразие и противоречивость мнений о Москве наводят нас на мысль, что всё это говорится о несуществующем городе[1], имеющем только имя — «МОСКВА». Это имя есть, у этого имени есть желания («Так хочет Москва») и что-то оно делает само («Москва направила танки…»), хотя и не всегда получается («Москве не удается договориться с федеральным правительством о…»). Даже жители этого города и их предводитель (один из немногих, кто уверен, что этот город реально существует) говорят о нем в третьем лице: «Для Москвы это будет…». Если согласиться с предводителем, что город реально существует, все равно остается уверенность, что он (город) или она («Москва») живет какой-то своей отдельной жизнью и даже пытается дружить с такими же мифическими городами, как Париж, Лондон или Берлин. Отдельной проблемой является половая принадлежность и, как принято в последнее время, отдельным вопросом — сексуальная ориентация этого города. Он, город, «он» или он, Москва, «она»? И тогда отношения с Берлином — любовь или «строгая мужская дружба»?

Так где же он, этот город? Не в пространстве мира, об этом рассказывает географическая карта, а в пространстве «миров», о которых мы иногда догадываемся, но чаще всего не знаем. Это «миры внутри нас» — о том, что вне нас, и о том, где мы в этих мирах. Субъективный мир человека состоит из множества миров (семантических полей), каждый из которых описывает и структурирует определенную часть внутренней картины внешнего мира. Какие-то из этих полей никогда и нигде не пересекаются, некоторые из них накладываются друг на друга, как разбросанные листы бумаги на столе, а часть из них может иметь одну общую точку.

Если попытаться реконструировать те субъективные миры, куда входит и для которых является общей точкой «Москва», то даже в первом приближении их окажется довольно много.

Для москвича Москва входит в группу понятий «дом» (дом, жилище, шалаш, индивидуальная или коммунальная квартира и т.д.), а это один из основных психологических архетипов. В «доме» живут члены семьи — «москвичи» и «москвички». Время от времени бывают наездами (а кто-то пытается остаться подольше) родственники, друзья, знакомые и вовсе не знакомые люди — «гости столицы» из соседних маленьких домов (Мытищи, Долгопрудный), с соседних (другие города России) и совсем дальних (зарубежные города) улиц. Из дома в свое время кое-кто ушел и где-то построил новый дом, объявляя его то глав-ным, то равным, но совершенно другим (Санкт-Петербург), а кого-то пытаются убедить, что «дом» и вовсе не дом, а хижина (группа понятий «поселение»: большой город, маленький город, большое село, деревня, хутор). Другие дома (группа ассоциаций «столицы»: Берлин, Париж, Лондон, Нью-Йорк), — затерянные на каких-то совсем дальних улицах, иногда предлагают «дружить домами», иногда пытаются наш дом не замечать, но точно известно, что вчерась кое-кто из них пытался объявить нашу улицу своей, да мы тогда не согласились, а намедни договорились с небольшими домами на соседних улицах (Варшава, Прага, Рига, Вильнюс) «дружить против», но говорят, что не против нас. Немного обидно, так как эти дома дружили с нашим домом довольно долго и по тем улицам мы ходили спокойно даже поздней ночью.

Не всё ясно и с самим домом. Некоторые утверждают, что богоугоден и богоизбран («сорок сороков» церквей), другие его не любят за «сумасшедший» ритм в замкнутом городском пространстве, кто-то будет уверяет вас в том, что в этом городе «ему лично тяжело», но предпочтет это делать в «Славянском базаре», в Сандунах или в антракте на спектакле[2] столичного театра.

Возможно ли воссоздать эту сложную картину оценок и отношений Москвы и её жителей с окружающим миром? В принципе (известный магазин в Москве, в котором всё есть) можно, особенно если все эти объекты представить в «антрополигизированном» коде, описывая их с помощью характеристик, предназначаемых для описания человека, но в качестве метафоры используемые и для не-человеческих объектов («умная» машина, «злой» город, «радостная» картина и т.д.).

Для конструирования названных семантических полей примерно 200 респондентам, посетителям Центрального дома художников (ЦДХ, 1997), было предложено оценить по 26 биполярным шкалам (типа «упрямый — уступчивый», «вялый — энергичный», «романтичный — рациональный») 24 наименования-«образа» из различных семантический полей [3].

Всего было получено 648 анкет (примерно по 25 анкет на каждый образ, для Москвы — 80 анкет). Фиксировались пол, возраст и образование респондента, а также родился ли респондент и его родители (хотя бы один из них) в Москве.

Первичные данные были подвергнуты факторному анализу[4], в результате которого удалось получить три фактора, которые мы по традиции (и не противореча полученным результатам) обозначим как «ОЦЕНКА», «СИЛА» и «АКТИВНОСТЬ». Следует сразу оговориться, что математические «минусы» и «плюсы» на представленных ниже графиках не имеют никакого отношения к «хорошей» или «плохой», в обыденном понимании, оценке личности или любого другого объекта[5].

Арифметический «минус» по фактору «ОЦЕНКА» соответствует восприятию оцениваемого объекта как «открытого» в общении (доброго, скромного, отзывчивого, эмоционально «теплого»), а арифметический «плюс» соответствуют восприятию объекта как «закрытого» в общении (подозрительного, самолюбивого, невнимательного, эмоционально «холодного»).

Арифметический «минус» по фактору «СИЛА» соответствует эмоциональной «слабости» (неуверенности, зависимости), а «плюс» — эмоциональной «силе», устойчивости (уверенности, необидчивости).

Арифметический «минус» по третьему фактору «АКТИВНОСТЬ»[6] соответствует «молчаливости» (молчаливости, рассудительности), а «плюс» — «разговорчивости» (разговорчивости, впечатлительности).

Даже один взгляд на диаграмму 1 (двухмерное пространство по первым двум факторам), позволяет утверждать, что Москва, конечно, «большой город» и «столица» и в чем-то, конечно, «Рим». Но нам кажется интересным рассмотреть место Москвы в каждом из названных выше семантических полей отдельно.

МОСКВА КАК «ДОМ»

В средние века в сознании русского человека было всего два пути из родительского дома: в монастырь, как «дом благости», и любой другой путь, рассматриваемый как путь в «дом (дома) греха» (в том числе, уход из родительского дома и создание собственного). За последние столетия возможности «благостного» пути расширились (за счет приравнивания служения обществу служению Богу), да и оценки некоторых мест радикально изменились (театр в средние века явно противопоставлялся церкви как «бесовское» место). В качестве возможных путей сегодняшнего дня и для сравнения с Москвой были выбраны понятия «тюрьма», «сумасшедший дом», «театр», «храм» и «музей».
Как видно на диаграмме 2, по стилю своего общения (первый фактор, «оценка») Москва очень напоминает «сумасшедший дом», а по второму («эмоциональная сила») и третьему («активность») фактору удивительно близка к «театру». Получается что-то типа санаторного отделения (или трудовых мастерских) психиатрической больницы на самоуправлении: непонятного, закрытого для посторонних в своей внутренней жизни, хотя и «разговорчивого», как иной пресс-секретарь, — на вопросы отвечает, но для окружающих не всегда понятно.

И, как в очередной раз можно убедиться, «Москва — это еще не вся Россия», вот где настоящий театр! Хотя сейчас есть проблемы — или актеры в отъезде, или здание пострадало, — но театр остается театром.

МОСКВА И ЕЕ ЖИТЕЛИ

Как можно увидеть на диаграмме 3, Москва воспринимается одинаково как людьми родившимися в городе, так и теми, кто приехал в неё уже после рождения (различия между этими группами респондентов наиболее заметны именно в этом семантическом поле и будут обсуждаться только в этом разделе).
Но оценки коренных жителей дома гораздо более разнообразны. «Москвичи» считают себя более открытыми к людям, чем их оценивают «приезжие», а оценки и самооценки «москвичек» различаются еще сильнее: «москвички» считают себя серьезными и молчаливыми, а со стороны их воспринимают как гораздо более разговорчивых и «слабых». К тому же москвичи «по рождению» гораздо лучше москвичей «по прописке» представляют в чем, собственно, прелесть москвичек и привлекательность москвичей.
Также интересно восприятие «гостей столицы» у москвичей «по рождению» и у москвичей «по прописке». Москвичи «по рождению» воспринимают «гостей столицы» гораздо более терпимо и считают их более похожими на себя, чем москвичи «по прописке», для которых «гости столицы» — «пугливые» и «молчаливые», в отличие от них, «сильных» и «разговорчивых».
Как видно из диаграммы 3, «москвичи по прописке» считают себя более соответствующими городу, чем «москвичи по рождению», что отвечает давно известным особенностям поведения и самооценки любых прозелитов.
Тем не менее на диаграмме видно, что «москвичи» не идентичны «Москве» — образ города отличается от самооценки москвичей. Люди живут в городе, но его не составляют, Москва имеет свой собственный «образ» и свое собственное «поведение».
На диаграмме 3 также обращает на себя внимание различие оценок образа «Россия» и сходство образа «планета Земля» в рассматриваемых группах. Получается, что москвичи «по рождению» и «по прописке» живут в одном городе и на одной планете, но в разных государствах.


МОСКВА — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: В СПОРЕ МОСКВА ВЫИГРЫВАЕТ

Оценка Москвы как «деревни» возникла только после того, как резиденция царствующего дома была перенесена в Санкт-Петербург и началась борьба «двух столиц» за первенство.
Своим основателем и его последователями Санкт-Петербург явно противопоставлялся и остальной России и, отдельной строкой, Москве, в том числе в борьбе за наследование идеи «Третьего Рима» [7] как хранителя истинной христианской веры и одновременно центра Империи. Собственное восприятие Санкт-Петербурга трактует его как город «святой», весьма «мифологизированный» и самим созданием за удивительно короткий срок, и восприятием его как «окна» в другой мир (хотя «другой мир» для русского сознания греховен хотя бы потому, что он «другой»).
При этом конкретные действия Петра Первого породили проблему с «переадресацией» мифа о «Третьем Риме»: отмена патриаршества сделала невозможным «физический» перенос религиозного центра православия в Санкт-Петербург, а помазание на царство всегда происходило в храмах Кремля и фактическое основное место общения с Богом оставалось в Москве.
Попытка переноса концепции «Третьего Рима» на Санкт-Петербург сопровождалась также попытками переориентировать временную организацию этого мифа: Москва трактовалась как «Рим вчера, сегодня и завтра» (собственно «имперский Рим» в мифе был в далеком прошлом), а Санкт-Петербург — как «Рим сегодня и в будущем».
Безусловно, двести лет Санкт-Петербург был «имперским» городом, но после распада Российской Империи в Москву была перенесена резиденция правительства (собственно столицей Санкт-Петербург никогда не был), была создана новая «реальная» (СССР) и «духовная» (коммунизм) Империи с единственным центром — Москвой. К тому же коммунистическая ориентация на будущее привела к расширению временной концепции «Москва — Третий Рим» от «вчера, сегодня и завтра» до «вчера, сегодня и в будущем».
Концепция «Москва — Третий Рим» не допускала возможности существования «четвертого Рима», и для противников Санкт-Петербурга истинным «Третьим Римом» всегда оставалась Москва. Вследствие этого по поводу самого существования Санкт-Петербурга ортодоксами утверждалось, что он «мнится и минет, как наваждение». Позже это восприятие Санкт-Петербурга было воспринято и переведено на нерелигиозный язык Пушкиным, Гоголем, Достоевским, символистами. Смена названий в течение жизни одного поколения (Санкт-Петербург до 1914 и с 1991-го, Петроград — 1914-1924, Ленинград — 1924-1991) и пережитая блокада еще более выделили город, усилив «миф об отдельном городе».
В результате всех пертурбаций последних десятилетий Москва сохранила статус «столицы» и «большого города» (см. диаграмму 4), а Санкт-Петербург хоть и силён как «большой город», но с каким «деревенским» общим выражением, и «молчалив», как «Вселенная» или «музей» (см. диаграммы 1 и 5).

МОСКВА И ДРУГИЕ СТОЛИЦЫ

Как нам демонстрирует диаграмма 5, если кто еще кроме Москвы и является «столицей» (с присущей этому статусу мифологией), так это Рим, Нью-Йорк, Париж и Берлин. Если Рим и Москва воспринимаются москвичами как родственные лечебные учреждения, а Нью-Йорк — как близкий «тюрьме», то Париж и Берлин пусть и производят впечатление «сумасшедшего дома», но настолько — «сильны», что вслух это не говорится. Как ни обидно, но Москва — самый «эмоционально слабый» город, хотя и сравнительно «сильнее» страны, столицей которого является.
Санкт-Петербург, Лондон, Ватикан и Иерусалим воспринимаются как «Вселенные» или «музеи», их сила — в накопленном прошлом, уже неизменяе-мом во времени и временем, не обязательно понятном, но скорее всего неопас-ном.
Интересно различие в восприятии Рима и Ватикана: Ватикан «открыт, понятен», а Рим «эмоционально закрыт, разговорчив» и «эмоционально слабее» Ватикана. Следует признать, что эмоциональная «сила» («моральное право») при-надлежит Иерусалиму, Ватикану, Лондону, а Риму, Нью-Йорку и Москве принадлежит право «реального действия» (то есть разделение Ватикана и Рима с соответствующим «разделением прав и обязанностей» нашло отражение в субъективном мире людей). «Удачное» промежуточное положение занимает в восприятии Берлин, обладающий правами и возможностями и тех и других.

Мы постарались реконструировать субъективный образ Москвы у москвичей, «через цифру» описать, как она ими воспринимается и как оценивается. Подтвердилось высказанное в начале предположение, что Москва это город мифический, его жители не составляют реальный единый город и не представляют с ним единый образ, он является самостоятельным образованием в субъективном мире. И хотя это большой город и столица, но другие столицы сегодня субъективно и посильнее и повлиятельнее. Но что точно может греть душу московскому шовинисту, так это «деревенский» статус уважаемого Санкт-Петербурга.

[1]Уже сто лет назад можно было прочитать: «Съездить в Москву (иноск. шут.) — разрешится от бремени (намек на внезапное исчезновение и придуманную причину)» / Цит. по Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. (издание 1994 г.) :

[2]Попытка современной реконструкции русской средневековой системы понятий «пути из родительского дома» в «монастырь» или «дом греха». За прошедшие столетия добавился ряд понятий (например: университет, психиатрическая больница) и произошло значительное «вращение» структуры понятий «монастырь — храм», «храм — театр», «тюрьма - психиатрическая больница» (подробнее см. Лотман Ю.М. «О понятии географического пространства в русских средневековых текстах», «Символика Петербурга и проблемы семиотики города».)

[3] Соотнесение исследуемых образов с семантическими полями

(1. наименования могут входить в несколько полей, пронумерованы только при вхождении в «основное» для каждого из них;

2. наименования приведены так, как они предъявлялись респондентам).

Семантическое поле

Образ

«ДОМ»

1. МОСКВА

2. ТЮРЬМА

3. СУМАСШЕДШИЙ ДОМ (психиатрическая больница)

4. ТЕАТР

5. ХРАМ

6. МУЗЕЙ

«ЖИТЕЛИ ДОМА»

МОСКВА

7. НАСТОЯЩИЕ МОСКВИЧИ (живущие долго в Москве)

8. НАСТОЯЩИЕ МОСКВИЧКИ (живущие долго в Москве)

9. ГОСТИ СТОЛИЦЫ (приехавшие в Москву на несколько дней)

«РОССИЯ»

МОСКВА

10. РОССИЯ

11. СТОЛИЦА

12. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«ПОСЕЛЕНИЕ»

МОСКВА

13. ДЕРЕВНИЯ

14. МАЛЕНЬКИЙ ГОРОДОК

15. БОЛЬШОЙ ГОРОД

16. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

17. ВСЕЛЕННАЯ

«СТОЛИЦЫ»

МОСКВА

СТОЛИЦА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

18. ROME (Рим)

19. ИЕРУСАЛИМ

20. LONDON (Лондон)

21. PARIS (Париж)

22. BERLIN (Берлин)

23. NEW YORK(Нью-Йорк)*

24. VATICANO (Ватикан — город-резиденция Папы Римского)

*формально не столица

[4] Цель факторного анализа заключается в нахождении сравнительно небольшого числа скрытых факторов, объединяющих используемые нами первичные шкалы и обладающих более выраженным «объяснительным» смыслом, чем первичные шкалы.

Использование подобных методов анализа вызвано тем, что несмотря на большое количество возможных слов для описания объектов (например, в русском языке существует более 1500 слов для характеристики личности), объекты оцениваются и сравниваются в субъективном пространстве, имеющем ограниченное, не более трех, число измерений (так как мы не можем представить себе пространства большей размерности, чем то, в котором живем сами). Соответственно, для оценки сравниваемых объектов мы должны предложить такой список критериев («классический» семантический дифференциал Осгуда имеет 21 биполярную шкалу, на практике используются наборы от 12 до 30 шкал, в последнее время все чаще униполярные), чтобы каждый респондент мог воспользоваться теми описаниями, которые ему понятны и являются дифференцирующими для него. Например — говоря о конкретном человеке — кто-то будет использовать критерий «напряженный», кто-то — «энергичный, а кто-то скажет — «уверенный», а мы на основе факторного анализа можем сравнить оценки по этим трем различным критериям с помощью фактора, допустим, «сила» (подробнее см.: Петренко В.Ф., «Психосемантика сознания» и другие работы, а также работы Е.Ю.Артемьевой).

Математически может быть выделено более трех факторов, и в нашем исследовании математически значимых факторов было выделено 5, но первые три описывали 49% дисперсии («объясняли» половину всех связей между первичными шкалами), поэтому в тексте мы ограничились ими.

[5] Следует также учитывать, что в различных культурах, в различных социальных группах одной культуры и в различных семьях одной социальной группы критерии «хорошее — плохое» по отношению к поведению могут заметно различаться. Классическим примером является отношение к высказыванию собственного мнения подростком родителям: в одной семье он получит, в лучшем случае, подзатыльник, а в другой будут озадачены, если он сразу согласится с родителями.

[6] В пятифакторной модели третий фактор объединил переменные, связанные с активностью в общении, а четвертый — с активностью в действии. В трехфакторной модели (при иерархическом анализе) они были объединены в один, но интерпретацию полюсов шкалы мы используем по «старшему» фактору.

[7]. В данном случае мы кратко излагаем основные идеи статьи Ю.Лотмана и Б.Успенского «Отзвуки концепции „Москва — третий Рим“ в идеологии Петра Первого».