22.06.2006 Газета "Ведомости" №112 (1639):"Чужой футбол"
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/06/22/108389
Чужой футбол
Футбольная лихорадка, охватившая рекламодателей всего мира перед чемпионатом
мира — 2006, добралась до России. Ставку на этот вид спорта сделало рекордное
число отечественных компаний, однако среди них есть недовольные, жалующиеся на
низкий результат. Футбола в рекламе слишком много, объясняют аналитики. Кроме
того, рекламодателей подвела наша сборная, не сумевшая попасть на первенство.
FIFA, организатор чемпионата мира, рапортует о рекордной сумме поступлений от спонсорских
контрактов — 700 млн евро против 560 млн на чемпионате-2002 в Корее. Среди 15
официальных партнеров мундиаля — Adidas, Coca-Cola, Deutsche Telekom, Hyundai,
MasterCard, McDonald's и другие известные компании. Матчи чемпионата смотрит на
26% больше телезрителей, чем четыре года назад. Английские ритейлеры уже
хвалятся ростом продаж телевизоров высокой четкости с технологией HD ценой за штуку.
По прогнозам GfK, чемпионат поможет продать в Великобритании в этом году в два
с половиной раза больше таких телевизоров, чем прошлом.
Однако Россия остается в стороне от всеобщей эйфории. «Ожидания, которые мы
возлагали на чемпионат, не оправдались”, — сожалеет Тимофей Суровцев, директор
по связям с общественностью сети «Эльдорадо”. В июне сеть начала рекламировать
свои товары с помощью слоганов «Высокие цены вне игры”, «Соперники в шоке,
болельщики рады — низкие цены всегда в «Эльдорадо”. Акцент делался на
продвижение телевизоров разных моделей, рассказывает Суровцев, но
запланированного роста продаж не произошло. Реализация выросла на 5%, что, по
его мнению, объясняется сезонным фактором.
В компании «М.Видео”, хотя и доверили футболисту с мячом рекламировать
телевизоры с большим экраном, утверждают, что большой ставки на футбол не
делали. «Футбол сейчас не является национальной болезнью”, — считает Виктор
Шкипин, директор по маркетингу «М.Видео”.
В исследовательской компании «Комкон” выяснили, что чемпионат-2006 будет
смотреть на 9% меньше россиян, чем предыдущий. Снижение интереса к трансляциям
зафиксировали во ВЦИОМ и «Левада-центре”. В этом нет ничего удивительного, ведь
в этот раз сборная России не играет в мировом первенстве, отмечает Сергей
Топилин, партнер агентства «Михайлов и партнеры”.
Оттого среди спонсоров трансляции матчей нет ни госбанков, ни сырьевых
компаний, замечает на условиях анонимности один из спортивных маркетологов.
Однако известный маркетолог Михаил
Дымшиц уверен, что дело не только в неудачах наших футболистов. Три-четыре
года назад, когда Роман Абрамович купил «Челси”, футбол был очень модной темой,
а сейчас интерес к этому спорту в широких кругах общества снижается, полагает
он.
Начальник отдела маркетинга Российского футбольного союза Петр Макаренко с этим
утверждением не согласен. По его словам, интерес рекламодателей к футбольной
теме очень большой. Правда, отмечает он, число официальных спонсоров трансляции
матчей от чемпионата к чемпионату существенно не увеличивается — их сейчас
около 20. Макаренко объясняет это тем, что круг товаров для футбольных болельщиков
ограничен. Тем более что новый закон о рекламе лишил производителей самой
«футбольной” продукции — пива — права спонсировать спортивные мероприятия,
добавляет Топилин.
Зато так или иначе упомянули футбольную тему в своей рекламе в этом году
рекордное число марок, отмечает Виктория Восканян, гендиректор агентства
спортивного маркетинга Sportima, входящего в Media Arts Group. «Поэтому,
возможно, ценность рекламной коммуникации снизится, — опасается она. — Слишком
много марок хотят ассоциироваться с одним событием, и потребитель может их не
запомнить”.
Впрочем, многие производители не разделяют ее беспокойства. В компании «Амтел”
уверяют, что именно чемпионат помог им в этом году на 15% увеличить продажи
сока под маркой «2:0”. Накунуне первенства компания запустила серию роликов про
дворовый футбол, вызвавших «почти ажиотажный спрос”, рассказала «Ведомостям”
начальник отдела по маркетингу «Амтела” Елена Пушкина.
Удачно сыграл на футбольной теме и производитель бытовой техники Bork. В июне
он начал кампанию, подчеркивающую, что является спонсором трансляции чемпионата
мира в Германии. «Bork — немецкая марка, и мы хотели подчеркнуть связь с
родиной”, — говорит директор по рекламе компании Марк Бергер. По его словам,
узнаваемость марки у целевой аудитории выросла в разы, так же как и число
потребителей, знающих о ее немецком происхождении. Точные цифры в Bork не
называют.
Впервые использует в этом году футбольную тему и торговая сеть «Техносила”. С 9
по 22 июня по всем рекламным каналам россиянам предлагается «забить на все” и
приобрести в ее магазинах полезные для болельщиков товары на специальных
условиях. Например, приобретая плазменную панель, покупатель получает DVD в
подарок. «Чемпионат — отличная возможность привлечь в магазины мужчин, которые
пока не балуют нас вниманием, ведь около 60% покупателей бытовой техники — это
женщины”, — говорит Надежда Сенюк, PR-директор «Техносилы”. Однако о
результатах акции в «Техносиле” пока не говорят.
Елена Горелова, Глеб Крампец, Татьяна Романова, Кирилл Корюкин
22.06.2006