Контакты
СМИ
Ольга Алексеева, Константин Пукемов

4.08.2009 Газета.ru: "Европа лишает Россию одежды"

http://www.gazeta.ru/business/2009/08/04/3231919.shtml

Европа лишает Россию одежды



Треть всех российских магазинов одежды уйдут с рынка до конца года, считают в Европе. Разориться столько ритейлеров не смогут — им поможет выжить высокая торговая наценка. Зато дорожающую продукцию из Европы вытеснят китайские и турецкие производители, прогнозируют российские эксперты.

Треть из 42 тысяч российских ритейлеров, занимающихся продажей одежды, могут уйти с рынка до конца этого года, считает глава Европейского совета по экспорту текстильной продукции (European Fashion and Textile Export Council, EFTEC) Рейнхард Допфер. По его словам, немецкие производители одежды отмечают, что порядка 35% поставленной российским ритейлерам текстильной продукции не будут распроданы этим летом из-за сокращения потребительского спроса. »Многие крупные немецкие производители одежды прекратили отношения с 20—30% российских продавцов одежды, потому что у них нет условий для ведения бизнеса», — заявил Депфер.

Действительно, идет сокращение реальных доходов населения и, как следствие, падение платежеспособного спроса,

объясняет аналитик УК »Финам Менеджмент» Максим Клягин. Не добавляет оптимизма и ситуация с долгами. Многие ритейлеры строили экспансию на заемные средства, а кризис ликвидности привел к росту нагрузки по долгам, стоимость обслуживания которых растет, добавляет эксперт.

»Наблюдаются два негативных явления для ритейлеров: покупатели перешли на более дешевые сегменты и в целом стали приобретать меньше одежды», — констатирует гендиректор консалтингового агентства »Качалов и коллеги» Игорь Качалов. По данным исследовательского центра »Ромир», на новом гардеробе уже сейчас экономит 61% россиян.

Впрочем, все это еще не означает, что треть торговых ритейлеров обанкротятся, подчеркивают российские эксперты. По мнению Качалова, при самом пессимистичном варианте разорятся около 20% магазинов. А генеральный директор «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц и вовсе полагает, что обанкротятся лишь единицы.

»Если продажи упадут на 30%, многие ритейлеры потеряют часть прибыли. Однако с учетом того, что даже в среднем ценовом сегменте торговая наценка составляет зачастую 400—600%, таких показателей недостаточно для банкротства», — считает эксперт. Кроме того, этот рынок характеризует большая маневренность: закрытие одной торговой точки может сопровождаться открытием другой, добавляет Дымшиц.

Зато переход магазинов на более дешевый сегмент весьма вероятен.

»Ослабление рубля привело к росту стоимости импортных товаров. Их просто стало невыгодно привозить, спрос смещается в сторону дешевых ценовых сегментов»,

— объясняет Клягин.

В такой ситуации ритейлеры изменят ассортиментную политику, а значит, доля дешевых товаров и товаров средней ценовой категории будет продолжать расти.

Европейских товаров в Россию уже сейчас завозят меньше: объем экспорта немецких производителей текстильной продукции в Россию в I квартале снизился на 6%, до 162 миллионов евро, гласят данные EFTEC. По их прогнозам, во втором полугодии падение объема продаж ускорится и составит около 30%. Это грозит ростом доли на рынке производителей из Турции и Китая, предполагают эксперты рынка. Впрочем, и здесь не все однозначно: положение китайцев, например, серьезно подорвало закрытие Черкизовского рынка. Вряд ли рост цен на европейские марки серьезно сделает более конкурентоспособной одежду российского производства.

Восстановления спроса на рынке одежды эксперты ожидают в лучшем случае через год-полтора. Участники рынка более оптимистичны.

»Ситуация не настолько плоха. Мы уже пережили самое тяжкое время для бизнеса. Хотя период до конца года будет непростым, я надеюсь, что участники рынка вновь обретут уверенность в завтрашнем дне», — надеется управляющий торгового дома ЦУМ Питер Партма.