Контакты
СМИ
Надежда Емельянова

04.06.2004 Газета "Ведомости-Пермь" №95 (1135):"Спрос на русский дух"

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2004/06/04/76759

Спрос на русский дух

В Пермь пришла мода на демократичные рестораны

Формат недорогих ресторанов русской кухни становится популярным в Перми. В мае открылся трактир под названием «Жили-были”, чуть раньше появилось заведение «Тары-бары”, в ближайшее время выйти на местный рынок планирует и московская сеть «Елки-палки”. Эксперты отмечают, что этот формат сейчас популярен во многих регионах, а вот в столице мода на него проходит.

Пермский трактир «Жили-были” открыл местный предприниматель Алексей Старожук, которому принадлежат также мексиканский ресторан «Кактус” и кофейня «КофеСити”. По словам менеджера проекта Татьяны Ижбалдиной, площади заведения были выкуплены в собственность. По ее словам, пермяки сами придумали название «Жили-были”, а русский стиль заведения достался от располагавшегося здесь прежде ресторана «Русское застолье”. «Жили-были” позиционируется как недорогое заведение, средний счет в котором составляет 150-300 руб.

Это сказочное название популярно у рестораторов во многих регионах. В Самаре сеть трактиров «Жили-были” развивает группа «ВИД”, в Сибири — новосибирская компания «ФудМастер”. Кафе «Жили-были” открыты в Москве и Санкт-Петербурге. По данным Роспатента, обладателем прав на товарный знак «Жили-были Дед да Баба” является ООО «Жили-были”, расположенное в селе Курумоч Самарской области (там же зарегистрированы компании, входящие в группу «ВИД”). Управляющий самарской сетью «Жили-были” Сергей Осипов говорит, что пока «ВИД” спокойно смотрит на существование тезок в других регионах. «Пусть они работают. Пока мы не предъявляем никому претензии”, — заявил Осипов.

Ижбалдина сказала, что пермская компания не приобретала франшизу на «Жили-были”.

В апреле был открыт и ресторан русской кухни с названием «Тары-бары”. Его совладелец на условиях анонимности сказал, что планируется создать сеть таких заведений в Перми. Средний чек в «Тары-бары” составляет около 300-350 руб. Но самым сильным игроком в этом секторе рынка может стать московская сеть «Елки-палки”. Начальник отдела франчайзинга московской фирмы «Ланч”, управляющей сетью «Елки-палки”, Павел Дубков рассказал «Ведомостям”, что его компания сейчас ведет переговоры с пермской фирмой о продаже франшизы. Первый трактир «Елки-палки” в регионе должен быть открыт в центре города.

Название потенциального пермского партнера и условия франшизы Дубков не сообщил, сказав, что окончательного решения еще не принято.

Руководитель департамента по PR и рекламе компании «Магазин готового бизнеса” Владислав Кочетков говорит, что обычно общий размер инвестиций в развитие ресторана «Елки-палки” составляет от $300 000. Франшизу, по его словам, компания предлагает на следующих условиях: первый взнос $50 000 и ежемесячное роялти 7% от оборота.

Появление на рынке сразу нескольких русских трактиров эксперты объясняют модой и выгодой.

По словам Андрея Петракова, руководителя проекта Restcon, мода на «садово-огородные, деревянные” названия в регионы пришла из Москвы одновременно с ростом популярности проекта «Елки-палки”. Двойные примитивные названия обеспечивают более легкое вхождение конкурентов в этот сегмент и сигнализируют, что это тоже демократичное заведение с похожей кухней и сервисом.

А директор компании «Дымшиц и партнеры” Михаил Дымшиц отмечает, что выводить на рынок новый формат или категорию гораздо проще, если этим занимаются одновременно несколько компаний. «В течение определенного времени они будут не конкурировать между собой, а развивать рынок. В этот момент параллельно могут работать до 5-6 заведений с разными названиями. Главное здесь — сохранить репутацию формата в глазах потребителя”, — говорит Дымшиц.

Петраков говорит, что в столице этот формат общепита постепенно теряет популярность. В регионах же, по его мнению, напротив, проекты подобные «Елкам-палкам” занимают свободную нишу среднеценовых демократичных кафе. Он рассказал, что региональные компании сейчас часто обращаются в его компанию с просьбой помочь создать что-то похожее.

Директор «Сети ресторанов «Прикамье” Лев Журавлев считает, что ниша демократичных ресторанов в Перми действительно не занята, но это не очень большой сегмент и он вряд ли усвоит больше трех сетей одновременно. По его мнению, рестораторам интереснее удовлетворять потребности разных слоев населения, а не концентрироваться на каком-то одном.

Надежда Емельянова

04.06.2004