24.10.2005 Газета «Коммерсант» № 200(3284):"Электрофлот" взял курс на "Технопарк"
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=6f558c14-12cd-4a5b-ac1f-750d46e89305&docsid=620395
«Электрофлот» взял курс на «Технопарк». Региональный ритейлер перепозиционирует свои магазины
Как стало известно Ъ, крупный региональный ритейлер бытовой техники и электроники «Электрофлот» начал ребрэндинг своей сети. Сеть сменит название на «Технопарк» и начнет развивать единый формат супермаркета. Эксперты оценивают затраты «Электрофлота» на смену названия и концепции в $500 тыс., характеризуя сам ребрэндинг как пустую трату денег: по их мнению, с помощью ребрэндинга сети не удастся качественно изменить свою клиентскую базу.
О том, что «Электрофлот» начал программу
ребрэндинга, Ъ рассказал вице-президент сети Георгий Малков. По его словам,
компания намерена изменить название сети «Электрофлот» на
«Технопарк» и перепозиционировать свою сеть. «Минимальная
торговая площадь будет составлять 1,3 тыс. кв. м,— говорит господин Малков.— В
'Технопарках' будут регулярно проводить конкурсные акции для повышения спроса.
В ассортиментной политике мы сделаем ставку на предложение покупателям новинок.
Розничная наценка у нас будет чуть ниже, чем в среднем по рынку на аналогичные
модели. К примеру, если средняя цена пылесоса составляет 2,5 тыс. руб., в нашей
сети он будет стоить 2,4 тыс. руб.». Затраты на ребрэндинг в «Электрофлоте»
назвать отказались. По оценке
гендиректора маркетинговой компании «Дымшиц и партнеры» Михаила
Дымшиц, ребрэндинг будет стоить «Электрофлоту» около $500 тыс.
Сеть «Электрофлот» основана в 1992 году, ею
управляет одноименное ООО. Сеть насчитывает свыше 20 магазинов бытовой техники
в Липецкой, Тульской, Калужской, Белгородской, Воронежской областях и Татарии.
В Москве компания представлена павильонами на радиорынках. В рейтинге
крупнейших ритейлеров Ъ «Электрофлот» занимает 28-е место. Оборот
сети в прошлом году составил $165 млн.
Эксперты полагают, что с помощью ребрэндинга
«Электрофлот» решил поправить свои позиции на рынке бытовой
электроники. «В данном случае ребрэндинг — это уточнение поведения на
рынке,— говорит глава рекламного агентства Amlinsky Creative Launch Company
Андрей Амлинский.— Похоже, ценовые войны оказались тупиковым развитием
розничного бизнеса: сервисы и продукты у всех компаний в итоге приходят к
одному знаменателю. И теперь, чтобы выжить и сохранить позиции на рынке,
ритейлер решил найти свою нишу и фирменный стиль».
Конкуренты «Электрофлота» считают, что компания
упустила время для того, чтобы эффективно изменить свою сеть под требования
рынка. «Основу ассортимента 'Электрофлота' составляет недорогая
электроника, которую в основном покупали не очень состоятельные люди,— говорит
директор по связям с общественностью компании 'Мир' Елизавета Тотунова.— Теперь
же они хотят ориентироваться на средний класс, для которого важен широкий
ассортимент и условия комфортного шопинга. Но это уже другие принципы торговли,
это больший формат торговли, соответствовать которому на конкурентном рынке
сложно. Кроме того, у них возникнут трудности с поиском площадей под магазины
электроники: девелоперы вряд ли предпочтут их национальным сетям».
Представители рекламной индустрии отмечают, что мода на
ребрэндинг, появившаяся в последнее время среди компаний потребительской сферы,
зачастую не имеет под собой четкого экономического обоснования. «Для
большинства компаний ребрэндинг — это просто дань общей моде,— отмечает
директор по развитию компании 'Рекламный картель' Владимир Евстафьев.— Разумно,
когда Pepsi изменила стиль и часть названия — компания отстраивалась от своего
конкурента Coca-Cola. А без серьезной мотивировки ребрэндинг просто каприз хозяина
компании, которому некуда вложить деньги». «Менеджеры просто тратят освободившиеся средства, полагая, что,
изменив свое название, они смогут как-то улучшить положение своей компании на
рынке. Но это пустые траты,— добавляет господин Дымшиц.— И прежде всего
проводить ребрэндинг не имеет смысла именно ритейлерам. У того или иного
магазина этих сетей ограниченное количество покупателей, они живут или работают
поблизости от него. Но других людей в этой зоне нет, и ребрэндинг не поможет
сети увеличить или качественно изменить свою клиентскую базу».
ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ, МАРИЯ Ъ-ШЕВЧЕНКО