22.12.2006 Газета "Новые Известия":"Великая русская макулатура"
http://www.newizv.ru/news/2006-12-22/60703/
Великая русская макулатура. Отечественный книжный рынок оказался в застое.
На этой неделе президент
Российского книжного союза, председатель Счетной палаты Сергей Степашин
направил на рассмотрение президенту Путину проект национальной программы
поддержки и развития чтения. Если в 1991 году хотя бы одну книгу в год читали
79% россиян, то сегодня — только 63%, а доля систематически читающей молодежи
уменьшилась за 15 лет с 48% до 28%. По мнению экспертов, дело вовсе не в
читателях и даже не в писателях, а в том, как в стране налажен книжный бизнес.
В декабре книжный рынок стал свидетелем рекорда последних лет — новый роман
Бориса Акунина вышел тиражом в 500 тыс. экземпляров. Конечно, по западным
меркам полмиллиона — это не бог весть какой рекорд. Скажем, книга «Гарри Поттер
и принц-полукровка» была напечатана в США тиражом 10 млн. Однако в России
такого не видели с советских времен — средние наши тиражи — 3—5 тыс.
экземпляров. Издатели утверждают: рынку больше не нужно.
Автор книги-бестселлера Григорий Чхартишвили объяснил «НИ», что в рыночном
подходе к литературе нет ничего ужасного. «Разумеется, в качестве Б. Акунина я
являюсь игроком на поле массовой культуры. Не элитарной же. Реагировать на
давление рынка или нет, выбирает сам автор. Жизнь она, знаете ли, вообще вся
про выбор. Я, например, пытаюсь как-то чередовать литературные эксперименты,
интересные лично мне, с книжками, которых от меня ждет читатель. К рынку я
отношусь с почтением, потому что это основа существования демократического
общества. Мне хотелось бы, чтобы рынок как свободная, не придавленная
государством конкуренция в нашей стране развился бы еще больше. В том числе и в
сфере культуры», — рассказал писатель.
Однако, по его мнению, «невидимая рука рынка» сама по себе не всесильна.
«Естественно, для поддержки элитарной культуры должна существовать система
премий и грантов. И давайте не будем ностальгировать по советским временам,
когда, как считают некоторые, «печатались и раскупались высокохудожественные
литературные произведения». Это миф, поверить в который могут лишь очень
молодые люди, не заставшие времена, когда за каких-нибудь «Трех мушкетеров»
нужно было притащить на приемный пункт макулатуры. Не говоря уж про то, что
самыми большими тиражами издавались творения товарища Леонида Ильича Брежнева»,
— отметил он.
Сегодня Дюма можно купить без проблем, трудности — с Брежневым. Но дело не в
генсеке. При кажущемся изобилии рынок в целом очень узок, и это, по мнению
специалистов, главный признак его незрелости и неразвитости. «В книжном бизнесе сегодня наблюдается
стагнация, — пояснил «НИ» глава консалтинговой компании Михаил Дымшиц. —
Количество наименований постоянно растет, но в пересчете по страницам на
человека получается все меньше — издатели ориентируются на небольшие книги с ограниченными
тиражами. В итоге у читателя возникает проблема с навигацией — он тонет в массе
разнообразной литературы, а найти нужное становится все сложнее. В пересчете на
деньги рынок также перестал развиваться и застрял на уровне 2 млрд. долларов.
Издатели плохо его изучают, они уверены, что все дело в неблагодарности
российских читателей, а на самом-то деле спрос есть. Более или менее стабилен
рынок классической литературы (здесь круг читателей не менялся с советских
времен) и в жанре нон-фикшн. Но и тут издатели почему-то представляют себя
робинзонами среди не слишком доброжелательной публики. А хуже всего обстоит
дело с учебной литературой — тут, правда, действует и демографический фактор:
детей становится все меньше».
По мнению г-на Дымшица страсть россиян к чтению мифологизирована. «Россия никогда не была самой читающей
страной», — подчеркивает он. Когда появилась эта мифологема, она, по крайней
мере, была хоть как-то подкреплена формально — по количеству книжных
наименований страна была первом месте. Сейчас же и по этому показателю, и по
числу печатных листов мы отстаем от западных стран в разы, утверждает
специалист. По его подсчетам по листажу на человека мы находимся на уровне
начала 1950-х годов. «Напомню, что достичь 100-процентной грамотности в СССР
по-настоящему удалось только где-то к концу 1950-х», — отмечает собеседник
«НИ».
С таким диагнозом согласна и издатель Ирина Богат. «Спрос на качественную
массовую художественную литературу сейчас очень велик, в частности, на
Пелевина, Улицкую, того же Акунина,— отмечает она. — Вот только все эти имена
мы знаем уже много лет, новых практически не появляется. Иногда приходят новые
модные авторы вроде Оксаны Робски, но, как и всякая мода, спрос на гламур и
антигламур пропадает так же быстро, как и появляется, — тиражи у Робски уже
совсем не такие, как раньше. Рынку действительно не хватает качественных
авторов. Но разве у нас нет талантливых писателей? Конечно, есть, но ведь с
ними никто не работает». Г-жа Богат признает: рынок у нас еще «дикий», особенно
на фоне развитых стран, где «отточены все стадии процесса книгоиздания — от
попадания рукописи в издательство до ее продажи. «С авторами у нас работают
мало, и тиражи стараются делать минимальные. В Европе даже книга с тиражом 500
экземпляров перед продажей рассылается журналистам, критикам, распространителям
— все налажено».
Издатель подчеркивает, что в нашей же стране фактически не существует
инфраструктуры распространения книг. Это подтверждается и статистикой,
предоставленной в докладе Сергея Степашина: в книжные магазины большинства
средних и малых городов не попадает до 90% издаваемых в России книг. В то время
как в развитых странах на 100 тыс. жителей приходится 5—10 книжных магазинов, в
РФ эта цифра не превышает 2. Ирина Богат констатирует, что даже в крупных
центральных магазинах книга полностью зависит не от спроса покупателя, а от
каприза менеджера. «Помнится, мы пытались продать в один из крупнейших книжных
супермаркетов дневники Эйнштейна. Так там нам ответили, совсем как в анекдоте
про милиционера: «Спасибо, не надо, у нас один Эйнштейн уже есть», — с грустью
заключает специалист.
Что вы сейчас читаете?
Андрей МАКАРЕВИЧ,
музыкант:
— Из того, что я читал за последние месяцы, мне понравились Петр Вайль «Стихи
про меня», Дмитрий Быков «ЖД» и Алексей Иванов «Общага-на-крови». Можно
констатировать, что современная российская литература жива. В целом не думаю,
что процент талантливых людей как-то изменился с советских времен, изменился
только уровень доступности литературы, которая раньше была только в самиздате.
Анастасия
ВОЛОЧКОВА, балерина:
— Из последнего, что мне удалось прочитать, — «Египетская книга мертвых» Баджа
и «Работа как внутренняя игра» Тимоти Голви. Из классики — Лев Гумилев —
«Этногенез и биосфера Земли». Читаю в основном то, что приходится по учебе в
Высшей школе экономики. А вот на современную художественную литературу времени
уже не хватает.
Марк ЗАХАРОВ,
главный режиссер театра «Ленком»:
— Беллетристику я читаю, только чтобы быть в курсе дела — Акунина, Пелевина. А
ради интереса выбираю в основном мемуары или политическую литературу, если она
опять же не преподносится в форме художественного произведения. У меня есть
такое ощущение, что, если меня изолировать на пару недель, обеспечить
трехразовым питанием и подбросить пару детективов, то я и сам смогу написать
какой-нибудь среднестатистический художественный роман. А редкие мемуары от
свидетелей событий — это действительно уникальная вещь.
РОМАН ДОБРОХОТОВ
22.12.2006