Контакты
СМИ
Юлия Полякова

09.11.1999, №45 (45) Газета «Ведомости»: «В погоне за именами»

«В погоне за именами»

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?1999/11/09/12290

Лидирующее положение McDonald’s на рынке «быстрой еды» раздражает многих.

У американской сети Subway, которая преследует гиганта по всему миру, а теперь и в России, раздражение уже больше напоминает комплекс. У российских компаний комплексов нет. Только амбиции. Компания «РосИнтер», к примеру, планирует удвоить в течение года число ресторанов сети «Ростик’с» и таким образом стать реальным местным конкурентом McDonald’s. Планы «РосИнтер» и Subway и общее движение на рынке в целом говорят об одном: рынок «быстрой еды» ожил, и началась погоня за лидером.

Прошлой осенью ресторанный бизнес в целом сократился примерно на 50%, но, по данным компании «КОМКОН», лидерам fast food удалось за. вернуть «докризисное» число посетителей, что позволило приступить к реализации новых проектов.

Большие виды на российский рынок появились у Subway, которая является второй сетью в мире по числу заведений после McDonald’s.

«РосИнтер» собрался развивать еще одну сеть fast food «Престо Пицца», которая призвана потеснить на нашем рынке популярные в мире американские пиццерии — Pizza Sbarro.

Подгонять и нагонять McDonald’s «РосИнтер» будет ресторанами «Ростик’c», число которых в. удвоится (сейчас их 11). Об этом руководство компании «РосИнтер» заявило на второй профессиональной ассамблее «Ресторанный мир — Экспо-99», проходившей на прошлой неделе в столичном «Новотеле».

Инвестиции в один «Ростик’c» составляют до $150 000.

По данным «КОМКОНа», McDonald’s и «РосИнтер» потеряли после прошлогоднего кризиса соответственно 19% и более 50% своей клиентуры, которую обеим компаниям теперь удалось с лихвой вернуть.McDonald’s свои позиции сохранил: по данным «КОМКОНа», его посещают в пять раз больше людей, чем «Ростик’c».

У McDonald’s в России сегодня 51 ресторан, к концу этого года в Москве откроется еще один.

По посещаемости «Ростик’c» вдвое уступает и «Русскому бистро», которое является лидером в России по числу ресторанов сейчас их около 70. Однако Наталья Антонова, менеджер по развитию концепции «Ростик’са», говорит, что «Русское бистро» находится на другом уровне сервиса и конкуренции с этой сетью в «РосИнтере» не боятся.

Однако некоторые идеи копируют. В меню «Ростик’cа» недавно включен «уголок домашней кухни» с русскими пирожками. Нововведение Антонова объяснила как «общую тенденцию к «одомашниванию” ресторанов».

В «Русском бистро» конкретными планами по дальнейшему развитию сети предпочитают не делиться.

Большие планы на «ожившем рынке» имеет американская сеть fast food — Subway, которая славится тем, что гоняется по всему миру за McDonald’s и ставит своей целью обогнать мирового лидера fast food по числу заведений.

Сейчас функционируют три Subway в Москве, до конца года должны открыться еще три, а далее сеть намерена развиваться в геометрической прогрессии.

Инвестиции в типовой ресторан Subway колеблются от $100 000 до $300 000.

По словам Антоновой, «подвинуть на рынке конкурентов Subway сможет лишь благодаря дешевизне продукции». Обычно в Subway клиенты тратят 65 — 85 руб., в «Ростик’се» 70 — 100 руб. Рестораны Subway в рейтинги агентств по посещаемости в России пока не попадают.

«РосИнтер» планирует также запустить в. три заведения новой сети fast food — «Престо Пицца». Инвестиции в каждое из них, по словам менеджера по развитию концепции «Престо Пицца» Андрея Никитина, составят до $120 000. Первый ресторан этой сети работает с августа.

Основным конкурентом «Престо Пиццы» будет американская сеть Pizza Sbarro. Последняя насчитывает сейчас, по сведениям менеджера по маркетингу компании Pizza Sbarro Дмитрия Щипченко, четыре заведения в Москве, а в декабре открывается пятое.

В Pizza Sbarro атакующих конкурентов не боятся, поскольку, как сообщил Щипченко, «нас выручат известное имя — мировая сеть Pizza Sbarro насчитывает более 1000 ресторанов — и секреты рецептуры».

Pizza Sbarro не смущают ни будущее соседство с «Престо Пиццей» в ресторанных двориках крупных торговых центров, ни разница в ценах. Пицца (в диаметре) в «Престо Пицце» стоит от 80 до 184 руб. Цены на пиццу (около в диаметре) в Pizza Sbarro варьируются от 145 руб. до 475 руб.

Аналитик компании Media Arts/FCB сомневается, что «РосИнтер» будет успешно бороться с мировыми сетями fast food. «Концепции развития своих заведений «РосИнтер” редактирует, как правило, удачно, — сказал Дымшиц.. — При этом,, правда, в компании считают, что хорошая вещь способна сама себя продавать. А большую ставку на рекламу, которая, как ни крути, является одним из основных факторов привлечения потребителей, «РосИнтер” не делает».

По мнению директора аналитического агентства «Качалов и коллеги» Игоря Качалова, «масштабная рекламная кампания в наше время для fast food может не сработать». «Лучше упирать на маркетинг, PR-акции в «местах скопления населения”, скажем в кинотеатрах, клубах, на центральных улицах, и наружную рекламу на территории вокруг заведения», — считает Качалов.

Помимо внутренней конкуренции ресторанов «быстрой еды» существует и внешняя — со стороны не просто «быстрой», а «очень быстрой еды». Они отбирают значительную часть клиентов. И в первую очередь это сети Steff и «Метро Экспресс».

Как сообщил «Ведомостям» директор по операциям «Метро Экспресса» Олег Смирнов, в московском метро сейчас около 30 точек, принадлежащих его компании, в. планируется открытие еще 5 — 10. По информации Смирнова, «Метро Экспресс» развивается по концепции американской сети Taco Bell. «Метро Экспресс», по данным «КОМКОНа», выбирает больше потребителей, чем «Ростик’c», но меньше, чем «Русское бистро».

По словам Сергея Федотова, директора по маркетингу компании «Маркон Сити», которая развивает в России датскую марку Steff, сегодня сеть насчитывает около 120 точек в Москве. В планах компании открытие в. около 50 точек Steff по России. Финансовой информацией в «Маркон Сити» и «Метро Экспрессе» делиться не стали.

ПОСЕЩАЕМОСТЬ ЗАВЕДЕНИЙ FAST FOOD В МОСКВЕ (ИЮЛЬ—АВГУСТ.) Источник: Группа компаний «КОМКОН» Мировая сеть McDonald’s состоит из 25 000 ресторанов в 116 странах мира. Общий объем продаж компании в. составил почти $36 млрд. Ежегодно компания открывает не менее 1500 ресторанов.Subway насчитывает около 14 000 ресторанов в 70 странах мира, общий объем продаж — почти в девять раз меньше, чем у McDonald’s. Ежегодно в сети Subway прибавляется около 1000 ресторанов.

По данным Gallup AdFact, рекламные расходы в России McDonald’s составили на 1 ноября этого года чуть меньше $3 млн (без учета скидок, надбавок налогов).

У Pizza Sbarro — более $200 000, у «Русского бистро» — $13 000. «РосИнтер» затратил на рекламу около $35 000, з которых на «Ростик’c» приходится $7000.