29.10.2006 Журнал "Бизнес-журнал" №21:"Осколки разбитого вдребезги"
http://www.business-magazine.ru/life_new/education/pub275973
Осколки разбитого вдребезги
Бизнес-школа «Сколково», уже претендующая на звание русского Гарварда, получила личное благословение президента. Никто не сомневается в том, что архитектурный проект новой альма-матер российского бизнеса вскоре перестанет быть лишь макетом. Вопрос в другом: удастся ли проекту «Сколково» предложить рынку действительно новый уровень подготовки «корпоративных солдат», и кто те фельдфебели, которые научат новобранцев искусству выживания в конкурентных войнах?
Символическая закладка первого камня в основание новой московской школы управления «Сколково», ориентированной на программы MBA и Executive MBA, состоялась в конце сентября. Открывая торжественную церемонию, Владимир Путин заявил: подобных школ будет две, как того требует приоритетный национальный проект «Образование». В состав попечительского совета вошли первый заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Медведев (председатель), глава МЭРТ Герман Греф, ректор АНХ Владимир Мау, партнер Hogan&Hartson Элизабет Каткин, учредитель и декан Школы управления IEDC-Bled Даница Пург, управляющий директор и декан программы «Global Leadership Fellows» Майкл Обермайер, гендиректор Delta Private Equity Partners Патриция М. Клоэрти, вице-председатель консультативного совета Credit Suisse Group Герберт Генцлер и Дэвид А. Надлер — председатель cовета директоров Mercer Delta Consulting. В роли ключевого промоутера проекта выступил глава инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Рубен Варданян. Кроме него пайщиками нового корпоративного университета стали еще 13 компаний и частных лиц.
— Бизнес-образование в XXI веке станет одной из ключевых областей, где будет вестись борьба между различными регионами за лучшие умы, за лучшие ресурсы, — уверен Рубен Варданян. — И мы считаем, что у России есть все шансы занять лидирующее место в этой сфере.
Многие СМИ тут же окрестили «Сколково» школой олигархов (к примеру, в одном издании было написано, что ее выпускникам следует быть готовым к ухмылкам и восклицаниям: «А, вы из той самой школы олигархов!»). Впрочем, Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ, говорит, что россиянам пора избавляться от негативного контекста слова «олигарх». Это было актуально в середине 90-х, но сейчас уже другое время.
В пилотном режиме школа начнет работать уже в ноябре, а основной учебный процесс стартует в 2008 году. Объявлено, что преподавать здесь будут лучшие бизнес-специалисты, а мастер-классы будут проводить топ-менеджеры ведущих российских компаний. Кроме того, предполагается, что слушателям школы предоставят возможность пройти программу специализированных стажировок за рубежом в рамках реализации международных консалтинговых проектов, что позволит им глубже постичь трудные реалии современного бизнеса. Проект нужный, полезный и достаточно амбициозный, хотя в принятой концепции обнаруживаются и некоторые изъяны — пусть даже и не катастрофические.
Бизнес-теоретики
Несмотря на то что рынок российского бизнес-образования растет бурными темпами, его объем до сих пор выглядит крайне скромным по мировым меркам. Так, ежегодный совокупный оборот девяти сотен американских бизнес-школ превышает $1 млрд, тогда как менее сотни российских аналогов формируют рынок объемом $40—50 млн. Но главное, по статистике, лишь 3% выпускников бизнес-школ в России стремятся реализовать себя в роли бизнесменов. Все остальные скорее повышают собственную капитализацию на рынке наемных менеджеров.
Бизнес-школ в России мало. Но самое печальное, что многие из них откровенно плохи. «В наших бизнес-школах очень мало преподавателей действительно высокого уровня, обладающих одновременно опытом работы в бизнесе и соответствующими педагогическими навыками, — уверена Ольга Гозман, генеральный директор компании Begin Group. — Случается, что студенты знают о том или ином предмете больше, чем преподаватели. Характерная особенность знаний о бизнесе: теория и практика здесь настолько сильно переплетены, что «обучить» бизнесу лишь с помощью привычных вузовских инструментов — лекций и чтения специальной литературы — невозможно».
Что почем
Совокупный бюджет бизнес-школы «Сколково» должен составить около $300 млн, включая расходы на строительство, создание венчурного фонда и инвестиции в исследовательские работы. Однако пока живые деньги в сумме $100 млн внесли лишь частные инвесторы. «От государства школа до сих пор не получила ни копейки», — отмечает Рубен Варданян. Ожидается, что со временем государство выделит бизнес-школе от половины до полутора миллиардов рублей, которые пойдут в венчурный фонд и на финансирование исследований.
Обучение по программе делового администрирования обойдется слушателям в $50 000, что примерно в два раза превышает стоимость самой дорогой из ныне существующих российских программ MBA (даже обучение по программе MBA в Гарварде стоит ненамного дороже — от $66 000). Впрочем, учредители «Сколково» утверждают, что выплачивать всю сумму наличными сразу не придется: школа готова предоставлять образовательные кредиты.
Как выглядит идеальный преподаватель бизнес-дисциплин? Это вовсе не «академик» чистой воды, но и не закоренелый практик. Это профессионал, способный слушать и понимающий практика, однако умеющий при этом с помощью научных методов и инструментов трансформировать практический опыт в знания. Вот почему определяющим фактором при выборе любой школы (от средней до MBA) всегда была квалификация преподавателей.
Михаил Дымшиц, генеральный директор компании «Дымшиц и партнеры», напоминает: другая острая проблема бизнес-образования состоит в том, что эта прослойка образовательных учреждений готовит кадры для крупных корпораций, а вовсе не предпринимателей.
— По большому счету, именно для этого они и создавались. Но при подготовке солдат самым эффективным преподавателем является фельдфебель. За сто лет существования бизнес-образования стало ясно: их, солдат крупных корпораций (пусть они и мечтают стать генералами), по большому счету не обязательно специально готовить два года, можно обойтись и внутрикорпоративным обучением, — уверен Михаил Дымшиц. — Тем временем стране требуются не служащие, а предприниматели. А предпринимательство — это не столько обучение, сколько стиль жизни. В итоге профессора из академического мира рассказывают в наших бизнес-школах о том, что они думают о корпоративном и предпринимательском мире, хотя зачастую их представления об этом предмете, не побоюсь этого слова, убоги.
— В методическом плане большой проблемой является некоторая консервативность преподавания. Занятия часто проходят в форме скучных лекций, без использования интерактивных методов, а ведь в обучении бизнесу, управлению теория без практики неэффективна, — соглашается Ольга Гозман.
Не спасают ситуацию и модные «решения кейсов», которые президент Международного института рекламы Сергей Горлов именует не иначе как «реконструкцией застывших ситуаций»: «Да, это помогает увидеть определенные вещи. Но поскольку наш бизнес динамично развивается, важнее как раз моделирование и изменение ситуаций, но никак не слепое повторение». Кроме того, по мнению большинства экспертов, получению действительно качественного бизнес-образования в России часто препятствует недостаточное техническое обеспечение, начиная с качества методических пособий, наличия современных компьютеров и заканчивая современными же помещениями. Что же, в этом смысле «Сколково» явно обещает поднять планку на новую высоту. Но не подцепит ли новая бизнес-школа вирусы, которыми уже заражены действующие на рынке бизнес-образования клоны?
Один из таких вирусов — открытое безразличие российских бизнес-школ к судьбе своих выпускников. «На Западе в каждой школе есть свой карьерный центр, где уже во время обучения студенту помогают найти хорошую высокооплачиваемую работу, — говорит Ольга Гозман. — В зарубежных бизнес-школах действует система, при которой зарплата выпускника напрямую влияет на рейтинг самой школы. Чем больше зарплата, тем выше рейтинг, а значит, и репутация учебного заведения.
Естественно, руководство школ делает все, чтобы выпускники устраивались как можно лучше». Однако в России менеджерам, повысившим свой профессиональный уровень (нередко за свой счет), как правило, приходится самостоятельно продавать себя на рынке труда по максимальной цене. И не всегда полученный диплом и инвестированные средства приносят ожидаемые дивиденды.
Царскосельский лицей
Есть шанс, что «Сколково» сумеет решить эти проблемы. Прежде всего, занятия здесь будут вестись исключительно в полноценном формате очного обучения — никаких вечерних бдений после рабочего дня под убаюкивающие трели лектора и «модульных» экспериментов. Кроме того, разработанные программы включают в себя длительные заграничные стажировки, которые могут составлять от трети до половины всего 18-месячного срока студенчества. Наконец, предполагается установить жесткий входной фильтр, отсеивающий неперспективных кандидатов. Если так, это будет чуть ли не первая в России бизнес-школа, для поступления в которую придется пройти предварительный конкурсный отбор, а не просто купить входной билет с гарантией получения диплома.
Другая занятная особенность, подмеченная специалистами: заявленный формат обучения в «Сколкове» не соответствует «Государственным требованиям к программам MBA», на основании которых сегодня составляются учебные планы всех бизнес-школ России, имеющих государственную аккредитацию. А значит, в ближайшем будущем сами эти требования будут изменены в сторону многовариантности форм подготовки магистров делового администрирования. Не думаете же вы, что президент будет открывать бизнес-школу, которой не дадут работать из-за несоответствия министерским бумажкам!
Михаил Дымшиц, входящий в экспертную группу «Сколково», отмечает: в программах новой бизнес-школы предусмотрен еще один важный момент. Спонсоры школы не просто внесли по пять миллионов долларов, но и взяли на себя обязательство встречаться (посвящая этому как минимум один день) со слушателями. «Если у слушателей появится возможность интенсивного личного общения с владельцами крупных корпораций, то «Сколково» действительно сможет довольно быстро стать известной и признаваемой бизнес-школой».
— Идея бизнес-школы «Сколково» — скорее благо, чем зло, — соглашается Сергей Горлов. — Конечно, нелепо называть ее аналогом Гарварда, как это делается сегодня. Тем не менее, у этого учебного заведения есть существенные преимущества. Одно из них — целенаправленно создаваемая кампусная система. Прежде для этих целей, как правило, приспосабливали готовую инфраструктуру: например, кампус «Кунцево» Международного университета в Москве (бывшей Московской партийной школы) был сформирован из дач партийной элиты брежневской эпохи. Наконец, с политической точки зрения «Сколково» — хороший раздражитель и катализатор, способный ускорить решение проблем бизнес-образования в стране. Новая школа будет создавать конкурирующую среду и тем самым подстегивать рост уровня аналогичных образовательных программ.
Впрочем, Сергей Горлов сомневается в том, что бизнес-школа, построенная по западной модели, будет полностью соответствовать изменениям, которые происходят сегодня в российском бизнесе. Ведь очень трудно накладывать примеры из другой жизни на наши постоянно меняющиеся условия.
Кстати, на рынке немало экспертов, уверенных, что в России бизнес-образование и без сколковской школы достаточно развито: действуют и двухгодичные высшие школы, которые готовят управленцев по программе MBA, и множество экономических факультетов. В итоге включение школы «Сколково» и ее будущего близнеца в национальный проект воспринимается критиками чуть ли не как лоббирование чьих-то интересов.
— На самом деле «Сколково» — современный Царскосельский лицей. То есть политический проект для бизнеса. Ведь тех, кто это организовал, ждут косвенные субсидии государства и льготы, — полагает Сергей Горлов. — Это у нас называется «диалогом бизнеса и власти». Просто вспомните недавнюю дружбу ЮКОСа и РГГУ.
Кто первый?
Первые бизнес-школы появились в США еще в 1930-е годы: выходящая из многолетней депрессии экономика требовала сотен тысяч профессиональных менеджеров. В 50-е годы бизнес-образование пришло в Старый Свет, но уже в виде сформированного, стандартного продукта, придуманного и производимого в США. Со временем в бизнес-образовании началась специализация: стали разделять подготовку в сфере маркетинга, финансов, информационных технологий и т. п. На постсоветское пространство бизнес-образование по понятным причинам пришло лишь в начале 90-х.
Спонсоры «Сколково»
Партнерами-учредителями бизнес-школы «Сколково» выступили «Итера», Первый Чешско-Российский Банк, «Русский Стандарт», «Северсталь-групп», Торговый Дом ГУМ, «Тройка-Диалог», SUN Group, ТНК-BP, Александр Абрамов (Evraz Group), губернатор Чукотского автономного округа РФ Роман Абрамович, Рубен Варданян («Тройка-Диалог»), Леонид Михельсон (НОВАТЭК), Валентин Завадников (член Совета Федерации) и Андрей Раппопорт (РАО «ЕЭС России»).
Александр Кузнецов
29.10.2006