Контакты
СМИ
Влад Гринкевич

04.06.2007 Журнал "Секрет Фирмы" № 21(204):"Однорукий торговец"

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=979adff0-a26d-48be-abac-aadda9adc055&docsid=858531

Однорукий торговец. Крупнейший в Восточной Европе оператор игрового бизнеса Ritzio Entertainment Group всерьез претендует на призовые места в российской продуктовой рознице.

На прошлой неделе стало известно, что управляющая компания «Розницио», «дочка» Ritzio Entertainment Group, уже открыла в Подмосковье пять магазинов площадью от до 1,2 тыс. кв. м. По замыслу владельцев Ritzio, в течение 2007 года должно появиться 87 магазинов. А к 2011 году мультиформатная сеть будет насчитывать почти 740 розничных точек площадью от до 1,5 тыс. кв. м в Московской и Ленинградской областях, а также в Томске, Новосибирске, Казани, Кемерово и Самаре. Кроме того, в Барнауле и Магнитогорске компания уже купила участки под строительство гипермаркетов, открытие которых запланировано на начало 2008 года. Пока магазины работают под вывеской «Продукты», но, по имеющимся сведениям, компания ведет с Андреем Макаревичем переговоры о покупке брэнда «Смак».

О намерении Ritzio Entertainment выйти на рынок продуктовой розницы стало известно еще в конце прошлого года. Мысль эта у основного совладельца компании Олега Бойко возникла не от хорошей жизни — согласно новому закону «Об игорных зонах» Ritzio, как и большинству других российских операторов игорного бизнеса, придется закрыть или переместить большую часть своих заведений. Зато если все планы Ritzio исполнятся, то на розничном рынке появится новый игрок, вдвое превосходящий по числу магазинов, например, сеть «Копейка», чей годовой оборот превышает $1 млрд.

Розничный рынок продолжает привлекать инвесторов — постоянно звучат заявления как старых, так и новых игроков о намерении войти в число его лидеров, благодаря открытию нескольких сотен магазинов. Например, недавно калининградский «Вестер» сообщил о планах к 2011 году построить 277 гипер- и супермаркетов, увеличив оборот более чем в 20 раз — до $10 млрд (см. «СФ» № 19/2007). Однако так же часто подобные проекты кончаются ничем — например, компания «Алтан» была вынуждена отказаться от развития франшизы «Пятерочки» на Алтае из-за недостатка ресурсов.

У игорного бизнеса, впрочем, нет проблем ни с финансовыми ресурсами, ни с помещениями. Ritzio Entertainment Group владеет игровыми клубами X-Time, «Миллионъ» и «Вулкан» в России и Казахстане, «Метро-джекпот» и «Кинг» на Украине, а также Labirints и City Casino в Румынии и странах Балтии. Всего под контролем холдинга 900 игровых клубов, 12 казино и три развлекательных центра. «Я не первый раз слышу о намерении представителей игорного бизнеса перейти именно к освоению ритейла»,— говорит аналитик потребрынка ИК «Антанта капитал» Андрей Верхоланцев. Этот ход, по мнению Верхоланцева, вполне логичен, ведь игровые залы в большинстве своем расположены в людных местах, поэтому проблем с посещаемостью быть не должно. Да и переделать игровой зал в торговую точку несложно: по словам гендиректора агентства «Дымшиц и партнеры» Михаила Дымшица, переоборудование небольшого зала может обойтись менее чем в $100 тыс.

Однако опрошенные СФ эксперты едины во мнении, что площади, имеющиеся у Ritzio, пригодны в основном для небольших магазинов шаговой доступности, а с площадями под супермаркеты дела у нее обстоят гораздо сложнее. «Супермаркету необходима зона разгрузки, которой у большинства игровых залов нет»,— уверен директор по развитию группы компаний «Виктория» (розничные сети «Виктория», «Квартал», «Дешево») Игорь Николаев. Таким образом, для исполнения своих планов по созданию мультиформатной сети, Ritzio, помимо перепрофилирования игровых салонов, придется скупать небольшие сети или брать в аренду торговые помещения. Открытие магазина площадью от до 1,2 тыс. кв. м, по оценке Николаева, обходится от $400 тыс. до $1 млн на объект.

Впрочем, вряд ли специфика розничного бизнеса станет серьезной проблемой для Ritzio. Акционеры компании уже имеют опыт создания проектов, не связанных с игорным бизнесом: под их контролем находится ресторанная сеть Temple Bar, сеть магазинов аудиовидеопродукции «Настроение!» и три кинотеатра. А у Олега Бойко есть опыт работы и в розничном бизнесе — еще в начале 1990-х он создал сеть магазинов «Олби-кард».

Влад Гринкевич

04.06.2007