01.06.2004 Газета "Ведомости" №92 (1132):"Они нас не спрашивали"
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2004/06/01/76537
«Они нас не спрашивали»
Российское отделение международной экологической организации
Greenpeace распространило список компаний, использующих генно-модифицированные
компоненты при производстве продуктов питания. Многие компании, попавшие в
список, опровергают сведения «Гринписа” и грозят организации судом. Сами
защитники природы признают, что большинство фигурантов так называемого красного
списка попали в него лишь потому, что не предоставили информацию о составе
своей продукции.
В минувшую пятницу представители «Гринписа” начали распространять
подготовленный ими справочник «Как избежать использования продуктов с
генетически модифицированными ингредиентами”. В нем упомянуты 300 компаний,
разделенных на зеленый, оранжевый и красный списки. В первый попали компании,
предоставившие «Гринпису” «письменные гарантии” чистоты своей продукции. В их
числе оказались «Дарья”, «Нестле Фуд”, Останкинский мясокомбинат, «Бабаевский”,
«Быстров”, «Красный Октябрь”, «Коркунов” и др. В оранжевый включены
предприятия, в продукции которых исследования НИИ питания РАМН или самого
«Гринписа” выявили содержание ГМ-продуктов, но которые заявили о готовности
отказаться от их использования. Здесь значатся «Истра-Нутриция”, «КампоМос”,
«ТАМП”, Cargill. И в красный список попали компании, которые «не собираются
отказываться от использования генно-модифицированных источников (ГМИ),
компании, в продуктах которых в. были обнаружены ГМИ, а также компании, не
предоставившие информацию о качестве своей продукции”. Среди таких, по версии
«Гринписа”, — «Айс-Фили”, Микояновский мясокомбинат, «СладКо”, «Большевик” и множество
других известных продовольственных компаний. По словам координатора
генетической программы «Гринписа” Натальи Олефиренко, большинство фигурантов
красного списка оказались в нем, «потому что проигнорировали наши обращения с
просьбой предоставить информацию о продукции”. «Мы подчеркиваем, что
предприятия, отказавшиеся предоставить информацию, никаких законов не нарушали.
Но те, кто прислали данные, проявили свою заботу о потребителе”, — объясняет
Олефиренко.
Опрошенные «Ведомостями” фигуранты списка вчера утверждали, что «Гринпис” к ним
за информацией не обращался. Причем говорили это не только представители
компаний, попавших в красный список. Дмитрий Шульга, директор по корпоративным
вопросам компании Mars, оказавшейся в зеленом списке, рассказал, что никаких
контактов у Mars с «Гринписом” не было.
Заместитель гендиректора «Микояновского” Александр Сидоряк говорит, что его
компания была готова предоставить информацию об отсутствии ГМИ в своей
продукции, тем более что полтора месяца назад, согласно исследованиям
«Гринписа”, ГМИ в продукции комбината не было. Елена Юркова, директор по связям
с общественностью корпорации «Эксима”, которой принадлежит «Микояновский”,
добавляет, что у комбината есть все документы, подтверждающие, что используемая
соя не содержит ГМИ.
«Могу заверить, что никто из наших сотрудников не общался с представителями
«Гринписа”, — заявил Леонид Смирнов, президент компании «Главпродукт”, попавшей
в красный список. Владимир Козлов, гендиректор «ТАМПа” (оранжевый список), и
Павел Исаев, директор по внешним связям компании «Май”, также утверждают, что
«Гринпис” к ним не обращался. По словам Исаева, «Май” не использует ГМИ, а если
кто-то утверждает обратное, то ему предстоит разбирательство с юристами
компании. Сидоряк из «Микояновского” также заявил о возможности судебного
разбирательства. Исаев даже предположил, что результаты исследований «кем-то
ангажированы”. Олефиренко говорит, что исследования «Гринписа” проводились за
счет западных спонсоров организации.
Директор консалтинговой компании «Дымшиц
и партнеры” Михаил Дымшиц считает, что российский потребитель проигнорирует
«список «Гринписа”. «Хотя при опросах большинство покупателей утверждает, что
изучает информацию на этикетках, исследование реальных покупок показывает, что
это не так”, — говорит Дымшиц.
Если «Гринпис” сосредоточится на критике
производителей определенной категории продуктов, то может «уронить” потребление
всей товарной группы. В качестве примера он приводит кампанию конца 90-х по
пропаганде йогуртов российского производства. Информация о том, что не все
йогурты содержат полезные для здоровья микроорганизмы, привела к общему
снижению продаж этой продукции, утверждает Дымшиц.
Елена Виноградова, Юлия Ярош, Роман Кутузов
01.06.2004