Контакты
СМИ
Елена Виноградова, Юлия Ярош, Роман Кутузов

01.06.2004 Газета "Ведомости" №92 (1132):"Они нас не спрашивали"

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2004/06/01/76537

«Они нас не спрашивали»

Российское отделение международной экологической организации Greenpeace распространило список компаний, использующих генно-модифицированные компоненты при производстве продуктов питания. Многие компании, попавшие в список, опровергают сведения «Гринписа” и грозят организации судом. Сами защитники природы признают, что большинство фигурантов так называемого красного списка попали в него лишь потому, что не предоставили информацию о составе своей продукции.

В минувшую пятницу представители «Гринписа” начали распространять подготовленный ими справочник «Как избежать использования продуктов с генетически модифицированными ингредиентами”. В нем упомянуты 300 компаний, разделенных на зеленый, оранжевый и красный списки. В первый попали компании, предоставившие «Гринпису” «письменные гарантии” чистоты своей продукции. В их числе оказались «Дарья”, «Нестле Фуд”, Останкинский мясокомбинат, «Бабаевский”, «Быстров”, «Красный Октябрь”, «Коркунов” и др. В оранжевый включены предприятия, в продукции которых исследования НИИ питания РАМН или самого «Гринписа” выявили содержание ГМ-продуктов, но которые заявили о готовности отказаться от их использования. Здесь значатся «Истра-Нутриция”, «КампоМос”, «ТАМП”, Cargill. И в красный список попали компании, которые «не собираются отказываться от использования генно-модифицированных источников (ГМИ), компании, в продуктах которых в. были обнаружены ГМИ, а также компании, не предоставившие информацию о качестве своей продукции”. Среди таких, по версии «Гринписа”, — «Айс-Фили”, Микояновский мясокомбинат, «СладКо”, «Большевик” и множество других известных продовольственных компаний. По словам координатора генетической программы «Гринписа” Натальи Олефиренко, большинство фигурантов красного списка оказались в нем, «потому что проигнорировали наши обращения с просьбой предоставить информацию о продукции”. «Мы подчеркиваем, что предприятия, отказавшиеся предоставить информацию, никаких законов не нарушали. Но те, кто прислали данные, проявили свою заботу о потребителе”, — объясняет Олефиренко.

Опрошенные «Ведомостями” фигуранты списка вчера утверждали, что «Гринпис” к ним за информацией не обращался. Причем говорили это не только представители компаний, попавших в красный список. Дмитрий Шульга, директор по корпоративным вопросам компании Mars, оказавшейся в зеленом списке, рассказал, что никаких контактов у Mars с «Гринписом” не было.

Заместитель гендиректора «Микояновского” Александр Сидоряк говорит, что его компания была готова предоставить информацию об отсутствии ГМИ в своей продукции, тем более что полтора месяца назад, согласно исследованиям «Гринписа”, ГМИ в продукции комбината не было. Елена Юркова, директор по связям с общественностью корпорации «Эксима”, которой принадлежит «Микояновский”, добавляет, что у комбината есть все документы, подтверждающие, что используемая соя не содержит ГМИ.

«Могу заверить, что никто из наших сотрудников не общался с представителями «Гринписа”, — заявил Леонид Смирнов, президент компании «Главпродукт”, попавшей в красный список. Владимир Козлов, гендиректор «ТАМПа” (оранжевый список), и Павел Исаев, директор по внешним связям компании «Май”, также утверждают, что «Гринпис” к ним не обращался. По словам Исаева, «Май” не использует ГМИ, а если кто-то утверждает обратное, то ему предстоит разбирательство с юристами компании. Сидоряк из «Микояновского” также заявил о возможности судебного разбирательства. Исаев даже предположил, что результаты исследований «кем-то ангажированы”. Олефиренко говорит, что исследования «Гринписа” проводились за счет западных спонсоров организации.

Директор консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры” Михаил Дымшиц считает, что российский потребитель проигнорирует «список «Гринписа”. «Хотя при опросах большинство покупателей утверждает, что изучает информацию на этикетках, исследование реальных покупок показывает, что это не так”, — говорит Дымшиц.

Если «Гринпис” сосредоточится на критике производителей определенной категории продуктов, то может «уронить” потребление всей товарной группы. В качестве примера он приводит кампанию конца 90-х по пропаганде йогуртов российского производства. Информация о том, что не все йогурты содержат полезные для здоровья микроорганизмы, привела к общему снижению продаж этой продукции, утверждает Дымшиц.

Елена Виноградова, Юлия Ярош, Роман Кутузов

01.06.2004