Контакты
СМИ
ВЛАДИСЛАВ ДОЛГОВ

04.06.2008 "Газета" №102:"Ремонт не кончается"

http://www.gzt.ru/home/2008/06/04/063023.html

Ремонт не кончается


Российская глубинка становится привлекательным рынком для строительно-ремонтных материалов и услуг

Рынок услуг по ремонту квартир в России уверенно растет. Вслед за столичными жителями вкус к ремонту появился в малых российских городах. Именно они обеспечивают сейчас и в перспективе будут поддерживать темп роста рынка услуг по ремонту жилья и увеличение потребления товаров, необходимых для ремонта. Рынок немаленький, по мнению экспертов, в стоимостном выражении он в ближайшее время перевалит за 1 трлн рублей.

Недооцененный рынок

Рост доходов населения на фоне общего экономического благополучия уже отразился на увеличении строительства нового жилья. Причем, как обращают внимание специалисты, строят не только индустриальным, но и индивидуальным способом. Интерес к коттеджам и таунхаусам также подталкивает потребление окон, дверей, сантехники, керамики, красок и прочих материалов. Однако полноценного исследования розничного рынка товаров для ремонта и оказываемых на нем услуг не существует, да еще такого, с которым согласились бы большинство участников рынка. Поэтому в качестве исходных данных о соотношении предложения и спроса консалтинговые компании используют статистику Росстата. Качество ее, как признают эксперты, невысоко, но альтернативы, увы, нет.

Однако даже официальные данные говорят о том, что затраты населения на услуги и товары, связанные с ремонтом, растут (см. диаграмму 1). «По нашим прикидкам, основанным как на официальных данных, так и на данных собственных исследований и замеров, объем рынка товаров и услуг, связанных с ремонтом жилья в России к 2010 году перевалит за 1 трлн рублей», — заявил на недавней пресс-конференции гендиректор и владелец компании «Омела Холдинг» Олег Аванесов. Рост рынка он ощущает на собственной компаний, занимающейся производством акриловых ванн. В последние годы, по словам Аванесова, оборот растет на десятки процентов. Подобное происходит и в других секторах. При этом наиболее дальновидные участники рынка постепенно захватывают его смежные сегменты.

Консалтинговая компания «Дымшиц и партнеры» провела исследование рынка ремонта. Гендиректор компании сообщил, что были опрошены 1,5 тысячи домохозяйств в 100 населенных пунктах России. «Опрос проводился каждые два месяца в течение года, — говорит Дымшиц. — Всего было опрошено 9 тысяч респондентов. Результаты опросов говорят о том, что отечественный рынок недооценен процентов на 40». То есть потребитель готов поглотить товара чуть ли не в два раза больше, нежели ему предлагается в настоящее время. Этот феномен исследователи объясняют перекосом в структуре предлагаемых товаров: например, в том или ином городе есть спрос на сантехническое оборудование, а магазины и рынки завалены обоями. То есть отсутствие мониторинга рынка уже лишает его игроков 40% потенциальной прибыли.

У богатых уже все есть

Главной тенденцией, господствующей на рынке последний год, является востребованность услуг по ремонту жилищ в малых городах (см. диаграмму 2), тогда как совсем недавно рынок ремонта квартир можно было достаточно правдиво оценить, основываясь на данных продаж в Москве, Санкт-Петербурге и еще в девяти городах-миллионниках. По словам Дымшица, впредь в ближайшие годы прирост этому рынку — услуг и товаров, нужных для ремонта, — будет обеспечен активностью жителей российских глубинок. При этом прежние лидеры начинают тормозить. «В Москве, Санкт-Петербурге и других миллионниках народ уже наелся ремонтом, — говорит Дымшиц. — Там рынок стагнирует, хотя еще два — три года назад наблюдался стремительный рост».

И поставщики, и маркетологи среди заметных тенденций называют также использование более качественных материалов, в том числе поставляемых ведущими мировыми производителями. Однако в перспективе будет увеличиваться количество производимых на территории России строительных и отделочных материалов, пусть даже производство этих товаров было давно запущено за рубежом. «Спрос диктует производителю основывать производство по сути импортных товаров у нас в России», — говорит Дымшиц. И приводит аналогию из автопрома: «Именно благодаря организации производства автомобилей марки Ford по соответствующей технологии эти автомобили среди иномарок выглядят выгоднее конкурентов».

Несколько участников рынка подтвердили «Газете», что последние годы появилось очень много совместных предприятий. На рынке уже сложилась своего рода интеграция иностранных и отечественных компаний. Зато образование холдингов на рынке производства товаров для ремонта только в начале пути. При этом в перспективе производство и предоставление услуг будут объединяться в рамках одного холдинга. Спрос на услуги ремонта невероятно высок. Во-первых, квалифицированные рабочие на рынке в огромном дефиците, при этом ремонтные технологии все более усложняются, продукты требуют все больше специальных знаний. Между тем косметический ремонт все чаще становится вопросом изменения настроения, а не насущной необходимости потребителя. Объем рынка здесь также внушает уважение. По оценкам консалтингового агентства «Дымшиц и партнеры», ближайшим летом российская семья, планирующая ремонт, собирается потратить на эти цели примерно 25 тысяч рублей. Даже с учетом сезонных компонентов рост рынка по сравнению с прошлым годом уже сейчас можно прогнозировать на уровне 20%, что, по оценкам исследователей, составит более 800 млрд рублей на конец 2008 года.

Кусачие цены

Неудивительно, что среди других тенденций на рынке ремонта исследователи называют удорожание услуг по ремонту. «Доля стоимости работ по ремонту квартиры в структуре затрат в расчете на квадратный метр будет продолжать расти, — утверждает Дымшиц. — Если в начале 2000-х годов на оплату рабочих рук составляла примерно 20% от общей сметы затрат, то уже сегодня стоимость квалифицированного труда составляет около 30% в затратах на полноценный ремонт 1 квадратного метра жилья». К этому утверждению присоединился и Аванесов. При этом Дымшиц прогнозирует увеличение доли услуг ремонта в общей смете до 40% к 2010 году.

Причина увеличения стоимости квалифицированного труда состоит еще в том, что услуга никак государством не контролируется. «Если не считать периодических полуорганизованных попыток сотрудников ЖЭКов и ДЕЗов сесть на этот рынок услуг», — ехидничает мастер, хозяин московской компании «Стройград» Иван Андреев. Однако, по его же словам, монополизировать этот рынок практически невозможно. «Такой индивидуальный и разнообразный по запросам и вариативности уровня стоимости рынок невозможно контролировать. Здесь потребитель фактически каждый раз один на один со строителями», — делится Андреев. По его словам, сейчас в зависимости от сложности работ в расчете на 1 квадратный метр площади квартиры, затраты на косметический ремонт составляют порядка $150, в случае капитального ремонта — не меньше $500, а если к капремонту нужно добавить замену сантехники и установку мебели, цена ремонта будет от $1 тысячи.

Владельцы элитных квартир корреспонденту «Газеты» сообщили несколько иные цифры. Так, ремонт элитной квартиры на Плющихе одному счастливому владельцу встал в $2 тысячи в расчете на 1 квадратный метр. Другой источник назвал стоимость ремонта своей элитной квартиры в $6 тысяч за «квадрат».

Впрочем, рабочая сила в лице ремонтников-гастарбайтеров может подешеветь. Сейчас, например, Андреев, как и подавляющее количество его коллег, использует гастарбайтеров из стран бывшего СССР. Но тенденцией последнего времени он называет растущую конкуренцию со стороны китайцев, которые за свою работу запрашивают на порядок меньше, чем московский рабочий. «Уже пол-Израиля, да и арабских стран ремонтируют выходцы из Китая. Причем они и работают качественнее конкурентов из Средней Азии и стоят $150 в месяц, а чтобы привезти и использовать рабочего из Узбекистана, надо потратить $500 в месяц», - откровенничает Андреев. Сейчас китайцы работают в основном на крупных столичных стройках. Но приход их к частным заказчикам — только дело времени. И именно дешевизна китайских рабочих рук может стать, особенно для регионов, стимулом к взрывному росту рынка строительно-ремонтных материалов и услуг.

ВЛАДИСЛАВ ДОЛГОВ

04.06.2008