Контакты
СМИ
Юлия Полякова

20.09.2000 Газета «Ведомости» №173 (255): «НОВОСТИ РОЗНИЦЫ: Торговля выравнивается»

НОВОСТИ РОЗНИЦЫ: Торговля выравнивается

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2000/09/20/20939

Объявления о выходе на российский рынок крупных западных торговых компаний сыплются в последнее время как из рога изобилия. И российские торговцы срочно принялись исправлять недостатки в организации своего бизнеса, в первую очередь в области дистрибьюции, которая у многих компаний выстроена хаотично. В Москве, Петербурге и других крупных городах производители предпочитают поставлять продукцию напрямую в торговые точки, минуя оптовое звено. Но эта схема создает и для магазинов, и для производителей серьезные трудности. Только организовать эффективный распределительный центр (РЦ) и наладить логистику стоит в Москве в среднем $10 млн. К тому же нередко возникают перебои с поставками, между партнерами случаются конфликты по поводу сроков реализации продукции и взаиморасчетов. Олег Бакун, исполнительный директор транснациональной торговой сети Spar в России, уже некоторое время предлагает крупным отечественным магазинам объединить дистрибьюцию. А торговый дом «Перекресток», концентрировавшийся до сих пор на розничной торговле, теперь начал активно развивать дистрибьюторское направление, в том числе и в регионах. А то иностранцы до сих пор считают, что в России свободны и розничная, и оптовая ниши.

К «Рамэнке» идут земляки.

В следующем году в Москве должен появиться еще один крупный торговый центр, включающий гипермаркет и универмаг, со 100% -ным турецким капиталом. Но принадлежать новый центр будет вовсе не компании «Рамэнка», развивающей сеть популярных в столице магазинов «Рамстор», а другой турецкой структуре — ВETA, которая 30 лет известна в мире как крупный дистрибьютор и производитель чая. Свою розничную сеть — ВETA Stores — компания начала развивать в этом году, открыв в прошлом месяце свой первый торговый центр (супермаркет плюс department store) площадью в столице Кыргызстана Бишкеке. Инвестиции в проект составили $5 млн. Как сообщил вице-президент ВЕТА по проектам и инвестициям Хулагу Беркер, к концу. у чайной компании будет 30 супермаркетов в странах СНГ, и в следующем году магазин откроется в Москве. Если московский магазин будет таким же, как бишкекский, он, по мнению гендиректора российской Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова, обойдется как минимум в $10 млн. Но скорее всего, считает Зуйков, ВETA построит в российской столице более крупный магазин. Прихода «земляка» в «Рамэнке» не боятся. Компания уже вложила в России более $100 млн, а Migros Turk T. A.S., один из учредителей «Рамэнки», гораздо более опытен в области розничной торговли, чем новичок BETA.

Кондитеры спешат на рынки.

Серьезные трудности возникают у супермаркетов во взаимоотношениях с крупными поставщиками кондитерских изделий. Ведущие кондитеры до сих пор не поставляют большие партии своей продукции в «цивилизованные» розничные точки. К примеру, фабрика «Большевик», принадлежащая компании Danone, реализует через супермаркеты не больше 2% от общего объема своей продукции, сообщил гендиректор фабрики Яков Иоффе. А компания Mars поставляет в супермаркеты не более 17% продукции. У обоих кондитерских гигантов продажи в этом году примерно на четверть превышают прошлогодний уровень. Почти весь дополнительный объем продукции продается на рынках и в небольших магазинах, подчеркивают представители компаний. «Дело в том, что супермаркеты не стремятся взять на реализацию большие партии кондитерских изделий, — говорит гендиректор Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков. — Сладости остаются товаром, на котором «цивилизованные» магазины зарабатывают за счет большой наценки, которая сегодня в дискаунтере составляет порядка 50%, а в супермаркете — все 100%». В среднем, по словам Зуйкова, наценка в супермаркетах на большинство товаров составляет порядка 30%. По некоторым продуктам, в первую очередь мясным и молочным, фруктам и овощам, супермаркетам удалось добиться цен, сравнимых с теми, что устанавливают торговцы на мелкооптовых рынках. На кондитерские же изделия в супермаркетах цены выше, чем на рынках, на 30 — 50%. И снижать цены на чужую кондитерскую продукцию магазинам невыгодно: «Перекресток», «Рамстор», «Калинка-Стокманн» вовсю развивают собственные производства кондитерских изделий, цены на которые значительно ниже, чем на аналогичную продукцию, закупленную на стороне.

Unilever выполнил план.

Российское подразделение компании Unilever добилось своего. Unilever почти удалось догнать своего основного конкурента на нашем рынке в области производства и продаж шампуней — компанию Procter & Gamble. По данным GfK MR Russia — маркетингового агентства, которое отслеживает покупки потребительских товаров в крупных городах России, — шампуни Unilever покупают сейчас 5,3% россиян, а P&G — 5,6%, тогда как в январе доли составляли соответственно 4% и 6%. «Шампуневая» война между Unilever и P&G активно развернулась в прошлом году. Брэнду Unilever — Sunsilk — долго не удавалось догнать ведущие брэнды P&G — Pantene-Рro-V и Head & Shoulders. И теперь , директор отдела исследований стратегического планирования Media Arts/FCB Дымшиц Михаил, полагает, что успехи Unilever временные. Потребителей, по мнению Дымшица, подкупило оформление и грамотная подача последней серии Sunsilk (в рекламу которой Unilever намерена вложить в этом году до $15 млн). У Unilever вообще бывают всплески продаж после запуска каждой новой серии. Продукция же P&G имеет довольно стабильную потребительскую аудиторию.

«Сюкден» строит «Белую дачу».

Французская группа компаний «Сюкден» в этом месяце приступила к строительству под ключ распределительного центра (РЦ) западного образца для агрофирмы «Белая дача». («Сюкден» известна на российском рынке как крупный оператор сахарного рынка, строительством будет заниматься инжиниринговое подразделение группы компаний.) РЦ «Белой дачи», создающийся для хранения и оптовой реализации свежих фруктов и овощей, — первый такой проект, осуществляемый российской агрофирмой. Сейчас крупнейший современный РЦ в Москве и области принадлежит розничной компании — торговому дому «Перекресток». РЦ обошелся «Перекрестку» в $12 млн. Тендер «Белой дачи» на строительство РЦ, в котором помимо «Сюкдена» участвовали словенская компания Smelt International и болгарский «Главболгарстрой», прошел еще в начале года, однако много времени ушло на оформление документов и согласование проекта строительства в районе московской кольцевой автодороги.

Тендер, как сообщил Владимир Цыганов, гендиректор компании «Белая дача — Менеджмент» (управляющей структуры группы компаний «Белая дача»), проводился под руководством Всемирного банка, который в рамках международной программы «АРИС» (поддержка сельскохозяйственных проектов в России) выделил на строительство РЦ кредит в $4,5 млн. По соглашению между Минфином РФ, Минсельхозом и ВБ деньги должны быть возвращены кредитору в течение 10 лет. РЦ, который будет действовать так же, как крупнооптовый рынок, позволит объединить под крылом «Белой дачи» многих производителей сельхозпродукции. Одновременно здесь можно будет хранить продукцию на $3 млн. Договоры у «Белой дачи», как сообщил ее владелец Виктор Семенов, уже заключены с компанией «Русские фермы», одним из крупнейших в области агрохозяйств, и российско-немецкой агрофирмой «Фрухтринг». Однако вовсе не факт, что проект будет успешным. Строительство РЦ «Белой дачи» должно завершиться 25 декабря этого года. А 25 декабря прошлого года при участии правительства Москвы был запущен крупнооптовый рынок «Отрадное», первый из 16 аналогичных рынков огромной площадью до. Эти рынки, по идее, должны выполнять те же функции, что и небольшой РЦ «Белой дачи». Правда, «Отрадное» (площадью 4,5 га) пока функционирует как обычный розничный рынок.

20.09.2000