Контакты
СМИ
Ирина Скрынник

30.01.2009 №16 (2286) Газета "Ведомости"(Ростов-на-Дону):"Наследие франчайзи X5"

Наследие франчайзи X5

Объявив в декабре о покупке ростовского франчайзи, X5 взялась за развитие магазинов «Пятерочка». В компании рассчитывают выйти на прибыль уже в этом году


Как дела у соседей В Краснодарском крае

X5 развивает сеть дискаунтеров под брендом «Пятерочка+» самостоятельно. Сейчас там работают три магазина, говорит директор по связям с инвесторами компании Анна Карева. Ранее в Краснодарском крае сеть магазинов «Пятерочка» по франчайзингу развивала компания «Фаворит». Один из местных участников рынка рассказал, что примерно год назад компания закрыла этот бизнес.
X5 Retail Group
торговая сеть Акционеры: «Альфа-групп» — 48,6%, основатели сети «Пятерочка» (Андрей Рогачев, Александр Гирда, Татьяна Франус, Игорь Видяев) — 21,2%, менеджмент — 6%; в свободном обращении — 24,2%.
Капитализация — $1,98 млрд (LSE, на 16.00 МСК).
Финансовые показатели (МСФО, январь—сентябрь 2008 г.):
выручка — $6,5 млрд,
чистая прибыль — $138 млн.

Сейчас не работает ни один из 32 дискаунтеров «Пятерочка» в Ростовской области, купленных Х5, — ведется оценка их состояния, рассказала директор по связям с инвесторами X5 Retail Group Анна Карева.

До конца весны отроется не менее 20 магазинов (площадь 300-450 кв. м), помещения 10 из них находятся в собственности, говорит директор южного филиала X5 Владимир Лищук. Собственный магазин X5 в Ростове на 2-й Краснодарской улице «Пятерочка+» (открыт в 2008 г.) будет переименован в «Пятерочку», добавила Карева. Во всех вновь открытых магазинах компания намерена сохранить 95% персонала.

Х5 объявила о покупке 100% своего франчайзи в Ростовской области — ООО «Агроторг-Ростов» в декабре 2008 г. Сейчас сделка находится на согласовании в ФАС, планируется ее завершить в I квартале 2009 г., пояснила Карева. Ее сумма составила около 400 млн руб. с учетом рефинансирования долга перед Бинбанком, поставщиками и сотрудниками. Долги перед сотрудниками уже полностью погашены, а с банком заключен кредитный договор на сумму 282 млн руб. на 1,5 года, говорит Карева.

Задолженность поставщикам — около 100 млн руб., из которых 20 млн руб. уже погашены. Остальную сумму поставщики получат после проведения сверок, рассказала Карева. Контракты со всеми поставщиками «Агроторг-Ростов», продукция которых отвечает стандартам Х5 по качеству и цене, будут перезаключены, уверяет она. Количество ассортиментных позиций в одной «Пятерочке» составит в среднем 3500. Компания намерена установить в своих магазинах самые низкие цены на местном рынке за счет продукции местных производителей — их доля в общем объеме поставок будет не менее 30-40%.

По словам Каревой, Х5 планирует уже в 2009 г. вывести ростовскую «Пятерочку» на прибыль.

По данным СПАРК, в 2006 и 2007 гг. «Агроторг-Ростов» (компания зарегистрирована в конце 2005 г.) нес убытки — 25,374 млн руб. и 72,89 млн руб. соответственно. Данные за 2008 г. в компании не раскрывают. Ранее исполнительный директор X5 Лев Хасис говорил, что у предыдущих владельцев «были серьезные проблемы с финансированием деятельности». Один из топ-менеджеров ростовской продуктовой сети отмечает, что самая большая стратегическая ошибка «Агроторг-Ростов» заключалась в «хаотичном открытии магазинов».

Основные игроки на рынке продуктового ритейла в Ростовской области, работающие в формате дискаунтера, — »Магнит» (около 400 магазинов), «В двух шагах» (61) и «Империя продуктов» (более 40).

Исполнительный директор компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Рюмин считает, что рынок еще не насыщен: для области (население более 4,2 млн человек) оптимальное количество таких магазинов — около 900. Один дискаунтер должен обслуживать 3000-5000 человек в радиусе шаговой доступности (700 м), поясняет он.

Чтобы сеть была узнаваема в Ростове и области, количество ее магазинов должно быть близко к 100, считает совладелец ростовской сети «Империя продуктов» Ашот Хбликян. По его словам, сейчас стоимость открытия одного магазина площадью 300-500 кв. м арендованных площадей — не менее 10 млн руб.

X5 выбрала правильную стратегию, сделав ставку на низкие цены, отмечает совладелец сети «В двух шагах» Андрей Холопов: все дискаунтеры борются за покупателя с помощью цен, тем более в условиях кризиса.

Ирина Скрынник
30.01.2009