Контакты
Результаты социологических исследований советского периода/Эпоха Брежнева

Горожане в процессах спонтанного выражения общественного мнения

Методы и техники.

В составе Таганрогского проекта в обсуждении тех и других сюжетов участвовало в общей сложности свыше 40 исследований. В качестве центрального непосредственного объекта изучения, естественно, выступало население Таганрога.

Чаще всего это были разного рода опросы — либо основанные на технике самозаполнения анкет, либо формализованные интервью, либо анкетирование, смешанное с интервью и почтовым опросом.

Чрезвычайную важную роль в решении сформулированных выше задач сыграло и беспрецедентно широкое и новаторское применение в полевых работах таких методов, как контент-анализ разных типов текстов, введение дневников-ежедневников, имевших целью фиксировать разные виды контактов депутатов местных Советов и работников местных органов управления с населением.


Таблица 1а. Сравнительные свойства каналов, дающих возможность населению передавать информацию органам управления. Ответы на вопросы: «Какова доступность тех или иных каналов?» (а), «С какой полнотой, точностью люди могут выразить в них свою позицию?» (б), «С какой оперативностью дают те или иные результаты?» (в), «Насколько они действенны?» (г) (в% к общему числу опрошенных горожан; n33= 1020)


1 — письма в органы управления

2 — письма в редакции СМИ

3 — выступления на собраниях в трудовых коллективах

4 — беседы с депутатами местных Советов

5 — беседы с работниками местных органов управления

В этом случае доступность первого канала не обсуждалась, поскольку, по данным предыдущих исследований, ее считали высокой практически 100% горожан

Таблица 1б. Сравнительные свойства каналов, дающих возможность населению передавать информацию органам управления. Ответы разных групп горожан на вопросы: «Какой из каналов позволяет людям выразить свои мысли с наибольшей полнотой, точностью?» (б) и «Какой из них характеризуется наибольшей действенностью?» (г) (в% к общему числу опрошенных горожан; n33= 1020)


1 — письма в органы управления

2 — письма в редакции СМИ

3 — выступления на собраниях в трудовых коллективах

4 — беседы с депутатами местных Советов

5 — беседы с работниками местных органов управления

Выборн — выборный актив, Б/раб — не ведут никакой общественной работы.

Таблица 2а. Включенность разных групп городского населения в процессы передачи информации органам управления. Ответы на вопрос:«Приходилось ли вам когда-нибудь передавать тем или иным способом информацию органам управления — писать письма в какие-либо учреждения или редакции СМИ, выступать на собраниях, беседовать с депутатами Советов или с работниками руководящих органов? Какими имени каналами вы при этом пользовались?» (в% к общему числу опрощенных горожан; n33 = 1020)


1 — писали письма в органы управления

2 — писали письма в редакции СМИ

3 — выступали на собраниях в трудовых коллективах

4 — беседовали (по собственной инициативе) с депутатами местных Советов

5 — беседовали (по собственной инициативе) с работниками местных органов управления

Таблица 2б. Включенность разных групп городского населения в процесс передачи информации органам управления. Ответы на вопросы: Как часто вы пользовались теми или иными каналами?» (в% к общему числу опрошенных горожан; n33= 1020)


1 — писали письма в органы управления

2 — писали письма в редакции СМИ

3 — выступали на собраниях в трудовых коллективах

4 — беседовали (по собственной инициативе) с депутатами местных Советов

5 — беседовали (по собственной инициативе) с работниками местных органов управления

а — один раз

б — раза и более

в — довольно редко

г — довольно часто

д — один-два раза

е — три раза и более

Таблицы 3а, 3б. Интенсивность использования населением города всей совокупности каналов передачи информации в органы управления (в% к общему числу опрошенных горожан; n = 1020) (3а) и общие объемы информации, передававшейся по некоторым из этих каналов в среднем за один месяц (в абс. количестве бесед и писем, с округлением до 5) (3б)

Таблица 3а.



Таблица 3б.


Здесь не учитываются беседы горожан с депутатами, состоявшиеся по инициативе последних, а также контакты населения с депутатами на собраниях избирателей.

Таблица 4. Социально-демографический состав групп населения, передавших в течение трех месяцев конца 1968 — начала. тем или иным способом информацию органам управления (в% к объему групп, использовавших различные каналы)


А — структура городского населения в целом (случайная выборка, в%)

1 — авторы писем в органы управления (n 216)

2 — авторы писем в редакции СМИ (n = 352)

3 — внештатные авторы «Таганрогской правды», «Молота» и «Комсомольца» (n = 503)

4 — ораторы на собраниях в трудовых коллективах (n = 651)

5 — собеседники депутатов местных Советов (n = 794)

6 — собеседники работников органов управления (m = 1017)

Интел + Служ апп

Студ + Школьники

Таблица 5. Учреждения-адресаты, которым направили свои письма жители Таганрога (в% к числу авторов писем в органы управления и редакции СМИ; n34 = 216, n37 = 352)



Таблица 6а, 6б. Характеристики основных типов высказываний в составе информации, направленной населением в органы управления, оцениваемые (6а) на уровне субъектов-отправителей информации (в% к объему групп населения, пользовавшихся теми или иными каналами) и (6б) на уровне анализа содержания переданных текстов (в% к общему количеству

текстов, отправленных по тому или иному каналу)

Таблица 6а


1 - ограничились сообщениями о фактах

2 — обратились исключительно с просьбами, вопросами, жалобами

3 — выразили по предмету обсуждения личное мнение

4 — выразили по предмету обсуждения общественное мнение


1 — содержали исключительно фактологическую информацию

2 — содержали исключительно разного рода просьбы, вопросы, жалобы

3 — выражали личное мнение по предмету обсуждения

4 — выражали общественное мнение по предмету обсуждения

Таблицы 7, 8. Ответы на вопросы: «По чьей инициативе вы передали информацию в органы управления?» (7), «Чья точка зрения скорее всегоотразилась в ней, на кого вы ссылались, от чьего имени говорили?» (8) (ответы респондентов, в% к объему групп, пользовавшихся различными каналами передачи информации)

Таблица 7.


Таблица 8.


1 — авторы писем в органы управления (n = 216)

2 — авторы писем в редакции СМИ (n 352)

3 — внештатные авторы СМИ (n= 503)

4 — ораторы на собраниях в трудовых коллективах (n= 651)

5 — собеседники депутатов местных Советов (n = 794)

6 — собеседники работников органов управления (n = 1017)

В опросах авторов писем соответствующий вопрос звучал так: «Чья точка зрения, кроме вашей собственной, отразилась в переданной вами информации?»

Таблица 9, 10. Связь рассматриваемой информационной деятельности отправителей информации с иными типами их жизнедеятельности (9) и декларированные цели передачи информации в органы управления (10)

(ответы респондентов, в% к объему групп, пользовавшихся различными каналами передачи информации)

Таблица 9


Таблица 10


1 — авторы писем в органы управления (n34 = 216)

2 — авторы писем в редакции СМИ (n37= 352)

3 — внештатные авторы СМИ (n42= 503)

4 — ораторы на собраниях в трудовых коллективах (n48= 651 в таблице 9 и n33 = 540 в таблице 10)

5 — собеседники депутатов местных Советов (n33 = 92)

6 — собеседники работников органов управления (n66 = 1017 в табл.9 и n66 = 692в табл.10)

Число горожан, беседовавших с работниками местных органов управления по собственной инициативе.

Таблица 11. Социально-демографический состав горожан - выразителей тех или иных мнений в группах авторов писем в органы управления и в редакции СМИ, а также собеседников депутатов местных Советов и работников местных органов управления (в% к объему соответствующих сегментов названных групп)


А — структура городского населения в целом (в%)

1 — авторы писем в органы управления (n34= 190)

2 — авторы писем в редакции СМИ (n37= 292)

3 — собеседники депутатов местных Советов (n56 = 285)

4 — собеседники работников органов управления (n66 = 507)

В таблице опущены характеристики состава горожан, выступивших в качестве внештатных авторов «Таганрогской правды», поскольку они уже были приведены в таблице 4 (ведь, согласно программе ПОМа, все эти люди полностью относились к числу выразителей тех или иных мнений).

Интел + Служ апп

Студ + Школьники

Таблица 12. Сферы действительности в содержании всей информации, данной населением в органы управления по разным каналам (результаты контент-анализа состоявшихся сообщений; в% к тому или иному количеству текстов в каждом канале)


1 — письма в органы управления (n35 = 911)

2 — письма в редакции СМИ (n33= 2848)

3 — беседы с депутатами местных Советов (n58 = 1645)

4 — беседы с работниками органов управления (n67 = 4257)

«ТП» — основные авторские материалы «Таганрогской правды», касаю­щиеся жизни города (n43= 3642)

В настоящей таблице перечень сфер действительности, затрагивавшихся в исследуемой информации, приводится в сокращенном виде.

Знак »+» означает, что данная сфера оценивается в таблице совместно с какими-то другими. В данном случае это «проблемы морали» и «проблемы семьи, воспитания детей»

Таблица 12а. Сферы действительности, фигурирующие в документ собраний предприятий и учреждений Таганрога (результаты контент-анализа соответствующих текстов; в общему количеству документов го типа)


1 — повестки дня 942 собраний (n49 = 1500)

2 — выступления в прениях на 89 собраниях (n50= 509)

3 - констатирующие части решений собраний с полной структурой (n51= 94)

4 - постановляющие части решений собраний в целом (n51 = 464)

Таблица 13, 14. Господствующие локальность (13) и знак освещения (14) обсуждаемых предметов в содержании информации, переданной населением в органы управления по разным каналам (результаты контент-анализа состоявшихся сообщений; в% к тому или иному количеству текстов в каждом канале)

Таблица 13.


Таблица 14


1 — письма в органы управления (n35 =911)

2 — письма в редакции СМИ (n38 = 2848)

3 — выступление на собраниях в трудовых коллективах (n50 = 509)

4 — беседы с депутатами местных Советов (n58 = 1645)

5 — беседы с работниками органов управления (n67 = 4257)

«ТП» — основные авторские материалы «Таганрогская правда», касающиеся жизни города (n43= 3642)

Таблица 15. Ответы на вопросы: «К каким результатам привело вашеобращение с письмом в [данный] орган управления или в [данную] редакцию СМИ? Какое воздействие на положение дел оказала ваша беседа депутатом местного Совета или с работником [данного] органа управления?» (в% к объему групп горожан, пользовавшихся названными каналами)


1 — положение дел изменилось (изменяется) к лучшему

2 — положение дел не изменилось (не изменяется)

3 — положение дел изменилось (изменяется) к худшему

4 — оценить ситуацию пока невозможно

5 — содержание переданной информации не требовало никаких конкретных действий

6 - затруднились ответить

Таблица 16. Ответы на вопрос: «Удовлетворены ли вы результатами сво­его обращения с письмом в редакцию СМИ (своей беседой с депутатом местного Совета, своей беседой с работником органов управления?» (в% к объему групп горожан, пользовавшихся названными каналами)


1 — вполне удовлетворены

2 — в основном удовлетворены

3 — в основном не удовлетворены

4 — совсем не удовлетворены

5 - затруднились ответить

Таблица 17. Ответы на вопрос: «Чье мнение чаще всего отражается в материалах, публикуемых на страницах центральной (а) и местной (б)) прессы?» (в% к общему числу опрошенных горожан; n44= 918)


Таблица 18. Социальные группы населения, фигурирующие на страни­цах «Таганрогской правды» в качестве «героев» материалов и «выразите­лей» (субъектов выраженного) общественного мнения (результаты кон­тент-анализа текстов газеты, в% к общему количеству материалов, где присутствуют названные персонажи; n43= 2605)

В 64 номерах газеты.


Преимущественно военнослужащие и матросы, а также студенты, школьники и люди без определенных занятий.

Таблица 19. Ответы на вопрос: «Какое или какие (не более двух) предложенных определений вы бы выбрали для характеристики сегодняшнегодепутата?» (в% к общему числу опрошенных горожан; n57= 1000)


Депутат — это…

1 — избранник народа, представляющий и выражающий волю избирателей на сессиях Совета, в исполнительных органах, в прессе

2 — человек, занятый преимущественно оказанием помощи отдельным

избирателям, обращающимся к нему с личными просьбами, жалобами

3 — человек, принимающий участие в голосовании, утверждении на сессиях Совета тех или иных решений

4 - представитель власти, выражающий мнение работников руководящих

органов, призванный разъяснять населению решения партии и прави­тельства, мобилизовывать массы на выполнение этих решений

5 - государственный деятель, основная задача которого — активное участие в выработке решений Совета и руководстве по их исполнению

Таблица 20. Ответы на вопрос: «Какую роль должны играть собрания в жизни трудовых коллективов?» (в% к общему числу опрошенных работников 12 предприятий и учреждений города; n46= 1609)


Таблица 21. Ответы на вопрос: «Что прежде всего мешает людям откровенно высказывать свое мнение на собраниях?» (в% к общему числу опрошенных рядовых работников 12 предприятий и учреждений города; n46= 1609)


1 — нежелание вступать в конфликт с руководством

2 — нежелание испортить отношения с товарищами по работе

3 — недостаток знаний по обсуждаемому вопросу

4 - неуверенность в том, что их мнение будет поддержано собранием

5 — отсутствие на собрании руководящих лиц

6 - неуверенность в том, что их мнение повлияет на положение дел

7 — отсутствие интереса к обсуждаемым вопросам

8 — присутствие на собрании руководящих лиц

9 — никаких причин для неоткровенности нет

В данном случае в группы «инж-тех», «служ обе» и «служ апп» включались ис­ключительно рядовые работники предприятий и учреждений, соответственно группа «Рук-1, 2» представляла руководителей нижнего и среднего звеньев.

Таблица 22. Суммарная картина ответов на вопросы: «Обсуждали ли вы с товарищами по работе вынесенную в повестку дня тему до собрания?» (а), «Имелось ли (сложилось ли) у вас тогда какое-либо мнение на этот счет?» (б), «Собираетесь ли вы выступить по данной теме на собрании?» (в), «Выступили ли вы на собрании?» (г) (в% к общему количеству участников собраний; n47= 1830)


Таблица 23. Ответы на вопрос: «Насколько руководители вашего пред­приятия (учреждения) обычно учитывают в своей деятельности решения собраний?» (в% к общему числу опрошенных; n46 = 1609)


1 — собрания в целом

2 — собрания партийных организаций

3 — собрания профсоюзных организаций

4 — собрания комсомольских организаций

Таблицы 24а, 24б. Ответы на вопросы: «Насколько компетентно, со знанием дела население вашего города высказывается по проблемам городской жизни?» (24а) и «От чего в первую очередь зависит уровень этой компетентности?» (24б) (в% к общему числу опрошенных горожан; n33 = 1020)

Таблица 24а


1 - компетентность высокая

2 - компетентность умеренная (средняя)

3 — компетентность низкая

Таблица 24б


1 — от объема и качества доступной населению информации по соответ­ствующим проблемам

2 — от уровня культуры, об­разования населения, на­личия у людей специаль­ных знаний по соответ­ствующей проблематике

Таблица 25а, 25б. Ответы на вопросы: «Насколько откровенно люди высказываются „вслух“ по проблемам городской жизни?» (25а) и „Отчего в первую очередь зависит уровень этой откровенности?» (25б) (в% к общему числу опрошенных горожан; n33 = 1020)

Таблица 25а


1 — откровенность большая

2 — откровенность умеренная (средняя)

3 — откровенность малая

Таблица 25б


1 — от уверенности в компетентно­сти, грамотности своих выска­зываний

2 — от уверенности в том, что их высказывания совпадают с офи­циальной точкой зрения

3 — от уверенности в важности, зна­чимости своих высказываний, даже если они не совпадают с официальной точкой зрения

4 — от уверенности в том, что их высказывания могут быть по­лезны и учтены при принятии решений по соответствующей тематике

Таблица 26. Оценка горожанами уровня откровенности высказываний людей при использовании разных каналов передачи информации органа управления (в% к общему числу опрошенных горожан; n57 = 1000)



1 — откровенность большая

2 - откровенность умеренная (средняя)

3 — откровенность малая

4 - затруднились ответить

Таблица 27. Отражение различных проблем городской жизни в поток спонтанно выраженных мнений горожан (результаты контент-анализ информации, переданной населением в органы управления по разным каналам; в% к общему числу сообщений данного типа)


1 - письма-мнения в органы управления (n32 = 793)

2 - письма-мнения в редакции СМИ (n32 = 1200)

3 — выступления на собраниях (n50= 509)

4 — беседы с депутатами местных Советов (n58= 345)

5 — беседы с работниками органов управления (n67 = 1362)

В таблице опущены данные, касающиеся содержания авторских материалов, опубликованных в «Таганрогской правде», поскольку они уже приводились в таблице 12.

Данная категория фиксировалась совместно с категориями «проблемы культуры» и «организация отдыха».

Данная категория фиксировалась совместно с категорией «Проблемы морали воспитания, семьи».

Данная категория фиксировалась совместно с категорией «Организацияотдыха».

Таблица 28. Картины наиболее острых проблем жизни города, зафиксированные в ответах горожан на соответствующие вопросы, поставленные (а) в открытой (исслед. 73, 74) и (б) закрытой (исслед. 4) формах, а также в объемах их внимания к этим проблемам (в) в рамках спонтанно выраженных мнений в текстах, переданных по четырем каналам (исслед. 35, 38, 58, 67), (г) в авторских материалах, опубликованных в «Таганрогской правде» (исслед 43) (в порядковых местах, занятых различными проблемами в каждом сравниваемых случаев; при n73= 992, n74= 1000, n4 = 1000, n35 793, n38 = 1200, n58= 345, n67= 1362 и n43= 3642)


В колонках а и в места, занятые теми или иными проблемами, определялись на основе усреднения рангов, полученных этими проблемами в первом случае в двух (73 и 74), а во втором — в четырех (35, 38, 58 и 67) исследованиях.

2Следует принять во внимание, что в настоящей таблице фигурируют не все проблемы, рассматривавшиеся в ПОМе, между тем как при определении среднего ранга, а стало быть, и финального места, занятого каждой проблемой в общем потоке изучаемых мнений, в расчет принимался их полный (свыше 25) список.

Знак «-”означает, что данная проблема затрагивалась менее чем 1% горожан (занимала места ниже 20-го).