Контакты
Результаты социологических исследований советского периода/Эпоха Брежнева

Органы управления:информация для населения

Методы и техники.


В составе Таганрогского проекта в решении названных задач в той или иной мере участвовали свыше 30 исследований. В данной главе их количество сокращено до 20.

Имея в виду применявшиеся в обсуждаемых исследованиях методы сбора первичной информации, скажем, что общая картина на этот счет была следующей: в девяти исследованиях использовались методы анкетных опросов на основе техники самозаполнения; в четырех — методы интервью: двухступенчатого свободного, формализованного, а также смешанного с анкетированием; в пяти — различные формы контент-анализа текстов и в двух — сбора и анализа статистических данных.

Таблица 1. Ответы на вопрос: «Кто должен прежде всего заботиться об информировании населения относительно различных проблем городской жизни?» (в% к общему числу опрошенных работников местных органов управления; n40 = 230)


А-объем групп в составе ансамбля в целом (в% к n40)

1 — городские СМИ

2 — исполкомы городского и районных Советов

3 — ГК и РККПСС

4 - администрация предприятий и учреждений

5 — депутаты местных Советов

6 - пропагандисты, лекторы, политинформаторы

7 — выборный актив общественных организаций

8 — городские комитеты профсоюзов

9 — все перечисленные субъекты в равной мере

Таблица 2. Функции СМИ в представлениях журналистов. Ответы на вопросы: «Как вы полагаете, какие задачи ставятся органами управления перед средствами массовой коммуникации [в качестве наиболее важных]?» (а), «Каковы эти задачи, на ваш взгляд!» (б), «Каким задачам на практике уделяет наибольшее внимание ваша ре­дакция!» (в) и «Какие из этих задач успешнее всего решаются лично вами?» (г) (в% к общему числу опрошен­ных журналистов; в вопросах «а»-«в» n41 = 120, в вопросе «г» n19 =110)


Таблица 3. Ответы на вопросы: «Бывают ли случаи, когда журналисты не выполняют задачи, которые вы считаете наиболее важными? Если да, то как часто?» (в% к общему числу опрошенных горожан; n21= 918)


1 — такие случаи бывают, в том числе (2 — 5)

2 — очень часто

3 — довольно часто

4 — иногда

5 — очень редко

6 — таких случаев не бывает

7 — затруднились ответить

Таблица 4. Функции СМУП в представлениях пропагандистов. Ответы представителей корпуса пропагандистов, занятых политическим просве­щением масс, на полузакрытые вопросы относительно главных задач осуществляемой ими деятельности (в% к общему числу опрошенных руководителей кружков, школ и семинаров (а), лекторов (б) и политин­форматоров (в); n24 = 240, n25 — 189 и n26 = 124)


а) пропагандисты системы политического образования, действовавшей на предприятиях и в учреждениях города

б) лекторы городского отделения Всесоюзного общества «Знание»

в) институт политинформаторов, действовавший по месту работы и мес­ту жительства горожан

Таблица 5. Тиражи газет, распространявшихся в Таганроге в 1969-1973 гг. (по данным городского отделения «Союзпечати», количество экз.)


Таблица 6. Структура сети политического образования в городе в целом, одном из районов города и на отдельных предприятиях, в учреждения (количество основных типов кружков, школ, семинаров (а) и размеры аудиторий (б); в абс. выраж.; n22 = 938)


1 — начальные политшколы

2 — школы основ марксизма-ленинизма

3 - теоретические семинары в системе партийной учебы

4 - комсомольские кружки

5 — теоретические семинары в системе комсомольской учебы

Таблица 7. Ответы на вопросы: «Какие сферы общественной жизни должны освещаться местными СМИ, по мнению населения, в первую очередь?» (а) «Какие в действительности освещаются, на ваш взгляд, чаще всего?» (б) (в% к общему числу опрошенных журналистов и по ранговому положению позиций; n19= 110)


Таблица 8. К характеристике совокупного содержания текстов СМИ рамках повседневной деятельности. Объем внимания местных СМИ различным сферам и проблемам жизни общества (в% к общему объел так называемой основной информации в каждом канале)


А — общее количество проанализированных номеров газет (радио-, теледней)

Б — общие объемы анализировавшейся в каждом канале информации (в газетах — в условных строках (размером в 3,5 кв.) петита, на радио, телевидении — в минутах эфирного времени)

Сферы и проблемы общественной жизни

Г

1 — промышленность

2 — сельское хозяйство

3 - строительство, благоустройство

4 — транспорт и связь

5 — наука и техника

6 — система просвещения

7 — система здравоохранения

8 — сфера обслуживания

9 — печать, радио, телевидение

10 — сфера отдыха, развлечений

11 — спорт

12 - государство, политические организации и деятели

13 - вооруженные силы

14 — жизнь молодежи

15 — быт и нравы населения (семья и мораль)

16 — памятники истории, культуры

17 - литература, искусство

18 — пропаганда марксизма-ленинизма

19 — рассказы о людях

20 — природные условия, экология

21 — другие сферы и проблемы

В таблицу включены 20 из 37 обсуждавшихся предметов. За бортом презентации остались сферы и проблемы, либо вовсе не освещавшиеся анализировавшимися СМИ, либо освещавшиеся ими в предельно скромных размерах. Среди тех и других — проблемы национальных отношений, занятости населения, финансового положения области и города, религии и др. В целом нулевое внимание было про явлено «Таганрогской правдой» к 9 предметам (из 37), газетой «Комсомолец» к 10, газетой «Молот» и областным радио — к 11, городским радио — к 12 и обла­стным телевидением — к 13.

Наряду с «основной» в анализе различались также так называемые рекреативная (развлекательная) и утилитарная (объявления, справки) информация.

Таблица 9. К характеристике совокупного содержания текстов СМИ в рамках повседневной деятельности (про­должение). Интенсивность внимания «Таганрогской правды» к отдельным предметам (объектам) разных типов (в% к общему объему внимания, уделенного газетой соответствующему типу предметов; в рамках исследова­ний 8, 20 и 43)


Приведенные в таблице цифры читаются следующим образом: в строке «Страны мира и международные организации» первая из них (52) означает, что на 5%, т. е. на 11 стран мира, пришлось 52% внимания, уделенного газетой всем 225 странам (в количестве упоминаний стран в материалах газеты), вторая (66) — что на 10%, т. е. на 23 страны, пришлось 66% этого внимания, а последняя, четвертая (100) — что в общем и целом «ТП» осветила (упомянула) на своих страницах лишь половину (50%) из существующих в мире стран, не сказав об остальных 112 -за проанализированный период времени — ни слова.

Таблица 10. К характеристике совокупного содержания текстом СМИ в рамках повседневной деятельности (окончание). Объем внимания разных каналов СМИ к тем или иным странам мира (количество материалов с упоминаниями соответствующей страны, в% к общему числу упоминаний всех стран в каждом канале; n7 = 50 037)


А — общее количество проанализированных номеров газет (радио-, теледней) Б — общее количество упоминаний различных стран в материалах каждого канала (при условии, что один материал может содержать упоминания нескольких стран и что многократное повторение имени страны в одном материале приравнивается к одному упоминанию этой страны)

Освещаемые в СМИ страны:

1 — США

2 — фрг

3 — Англия

4 — Франция

5 — ГДР

6 — Чехословакия

7 — Израиль

8 — Польша

9 — Италия

10 — Япония

11 — Болгария

В таблицу включены десять стран - объектов наивысшего интереса жителей Таганрога (см. главу 12) и одновременно фаворитов в международной информации СМИ. В соответствии с последним признаком к этой десятке добавлена еще

одна страна-Израиль.

В данном случае — передачи информационного канала «Маяк».

Таблица 11. К характеристике совокупного содержания текстов СМИ в рамках пропагандистской кампании. Объем внимания редакций цен­тральных и местных СМИ к различным сторонам (элементам) экономи­ческой реформы (количество материалов, содержащих упоминания соот­ветствующих элементов, в% к общему числу материалов о реформе в каждом канале; n5 = 1242)


А — общее количество проанализированных номеров газет (радио-, теледней)

Б — количество материалов по проблемам реформы

Элементы реформы

1 — развитие творческой инициативы на производстве

2 — режим экономии

3 — рост фронда материального поощрения

4 — внедрение научно-технических достижений и НОТ

5 — рост производительности труда

Таблица 12. К характеристике совокупного содержания текстов СМИ рамках реализации пропагандистской кампании (приложение). Объем внимания четырех редакций СМИ к некоторым сторонам (элемента) проблемы пьянства (число упоминаний в абс. выраж.)


Причины пьянства (1-9)

1 — снисходительное отношение к пьяницам со стороны окружающих

2 — мягкость существующих карательных мер

3 — большой объем и нарушения правил продажи алкогольных напитков

4 — недостатки в организации досуга населения

5 — низкий уровень культуры части населения

6 — ошибки в воспитании, слабая воспитательная работа

7 — пережитки прошлого в сознании людей

8 - неразвитость материальной базы досуга

9 — слабость антиалкогольной пропаганды

Последствия пьянства (10-13)

10 — ущерб в сфере морали, семейных отношений

11 — нарушения правопорядка

12 — ущерб в сфере производства, экономики

13 — ущерб для здоровья

Меры по борьбе с пьянством (14-21)

14 — усиление общественного осуждения пьяниц

15 — усиление законодательных и административных мер наказания пьяниц

16 — улучшение организации досуга населения

17 - ограничение производства и продажи алкогольных напитков

18 - принудительное лечение алкоголиков

19 — усиление антиалкогольной пропаганды

Таблица 13. Ответы на вопрос: «Как вы оцениваете деятельность вашей редакции в качестве источника информации?» (оценки по «школьной» 5-балльной системе, в% к общему числу опрошенных журналистов; n19= 110)


А — объем групп в составе ансамбля в целом (в% к n)

Таблица 14. СМИП как источники информации. Ответы на вопрос: «Можно ли получить в сети политического образования (а), на лекциях (б) и политинформациях (в) такие сведения о международной и внутренней жизни страны, которые были бы неизвестны из газет, радио и телевидения?»; представления об этом пропагандистов сети политическом образования (n24 — 240), лекторов (n25 = 189), политинформаторе! (n26 = 124) и их слушателей (соответственно n29 = 1083, n30= 923, n31 = 763), а также лиц, включенных в деятельность всех трех СМУП (m132 180), не включенных ни в одно из них (m032 226), и населена города в целом (n32= 1020) (в% к объему перечисленных ансамблей)


а) сеть политического образования

б) лекции общества «Знание»

в) политинформации

В целях экономии места в таблице опущены колонки «Затруднились ответить».Однако получить представление о количестве этих ответов очень просто, поскольку оно равно разности «100-Да-Нет».

Таблица 15. СМИП как источники информации (окончание). Ответы на вопросы: «Какие из перечисленных источников информации дают наиболее полную, обстоятельную (а) и наиболее объективную, точку (б) картину действительности?»; представления об этом жителей Таганрога в целом (т21 = 918), лекторов (n25= 189) и их слушателей (n30= 923), политинформаторов (n26= 124) и их слушателей (n31= 763) (в% к объему перечисленных ансамблей)

а) Наибольшая полнота, обстоятельность сообщений



б) Наибольшая точность, объективность сообщений


1 — газеты

2 — радио

3 — телевидение

4 — сеть политобразования

5 — лекции

6 — политинформации

7 — собрания, заседания

8 — межличностные контакты

9 — в разных случаях по-разному

10 — затруднились ответить

Таблица 16. Ответы на вопрос: «Сколь новыми оказались для вас сведения по темам программы, услышанные на занятиях (в системе политического образования) в текущем учебном году?» (в% к общему числу решенных слушателей школ, кружков, семинаров; n29= 1083)


А — объем групп в составе ансамбля в целом (в% к n29)

1 — все сведения были новыми

2 — большинство сведений было новыми

3 — примерно половина сведений была новой

4 — большинство сведений уже было известным

5 — все сведения были уже известными

6 — затруднились ответить

Таблица 17, 18. Ответы на вопросы: «Как часто вам приходится обсуждать на занятиях (сверх программы) события текущей жизни?» (17) и «По чьей инициативе случаются обычно такие обсуждения» (18) (в% к общему числу опрошенных пропагандистов сети политического образования (а) и их слушателей (б); n24= 240, n29= 1083)


1 — события в международной жизни

2 — события в жизни страны

3 — события в жизни города

4 — события в жизни предприятия, учреждения

Таблица 18


Таблица 19. Ответы на вопросы: «Как часто вам приходится обсуждать со слушателями вопросы, по поводу которых еще не было официальных сообщений (а) или по которым ваша собственная точка зрения не совпадает с официальной (б)?» (в% к общему числу опрошенных пропаганди­стов сети политического образования, лекторов и политинформаторов; n24 = 240, n25= 189, n26 = 124) и «Какой манеры поведения вы стараетесь придерживаться в случаях, когда ваша точка зрения не совпадает с офи­циальной?» (в) (в% к числу тех представителей корпуса пропагандистов, которые с той или иной частотой оказываются в подобной ситуации; n24 = 118, n25 = 127, n26 = 66)


1 — пропагандисты сети политического образования

2 — лекторы

3 - политинформаторы