Контакты
Результаты социологических исследований советского периода/Эпоха Брежнева

Комсомольцы о комсомоле

Метод и техники.

Исследование проводилось в марте — апреле 1966 г.

В качестве метода исследования использовался всесоюзный анкетный опрос на основе репрезентативной стратифицированной (квотной) выборки, рассчитанной для ВЛКСМ в целом, с учетом шести перечисленных выше признаков членов комсомола (за исключением признака образования, который реализовывался в опросе стихийным путем), в технике самозаполнения.

Таблица 1. Ответы на вопрос: «Какое из направлений в работе комсомола должно развиваться сегодня в первую очередь? (в% к общему числу опрошенных, n = 3101)


1 — воспитание молодежи (идейно-политическое, нравственное, физическое)

2 — отстаивание интересов и защита прав молодежи (в вопросах трудоустройства, учебы, быта и т.д.)

3 — участие в решении хозяйственных вопросов (в борьбе за выполнение планов, за качество продукции)

4 — участие в управлении делами общества (в выработке решений и законов, в контроле за их исполнением)

Таблица 2. Ответы на вопрос «В какой из сфер жизни деятельность ком­сомола должна осуществляться прежде всего?» (в% к общему числу оп­рошенных; n = 3101)


1 — труд (для школьников и студентов — учеба)

2 — культура, духовное развитие

3 - быт, отдых, физическое развитие

4 - общественно-политическая деятельность

Таблица 3. Ответы на вопрос «Решает ли сегодня комсомол свои главные задачи?» (в% к общему числу опрошенных; n = 3101)


1 — да

2 — отчасти

3 — нет

4 — не ответили на вопрос

Таблица 4. Ответы на вопросы «Что способствует (а) и препятствует (б) решению комсомолом его задач?» (в% к числу отвечавших на эти вопросы; m1 =2476, m2 = 1783)


а) Факторы, способствующие решению задач

б) Факторы, препятствующие решению задач

1 — назвали такие факторы

2 — не ответили на вопрос

Таблица 5. Ответы на вопрос: «Какие проблемы в жизни комсомола яв­ляются сегодня наиболее важными?» (в% к общему числу опрошенных; n = 3101)


1 — повышение требовательности к членам ВЛКСМ

2 — повышение роли комсомольца в жизни организации

3 — изучение и учет интересов комсомольцев

4 — расширение прав комсомольских организаций

5 — развитие критики

6 — проведение дискуссий по актуальным вопросам жизни

7 — изменение характера собраний

8 - предоставление финансовой самостоятельности первичным организациям

9 — осуществление принципа гласности сверху донизу

10 — сокращение аппарата комсомольских органов



Таблица 6. Ответы на вопрос «Какими вопросами по преимуществу за­дается ваша комсомольская организация?» (в% к общему числу опро­щенных; n = 3101)


1 — повышение образования и квалификации молодежи

2 — отдых и спорт

3 - производство (для учащихся — учеба)

4 — повышение политической грамотности

5 — шефская деятельность

6 - внутрисоюзная организационная работа

7 — пропаганда

8 — бытовое устройство молодежи

Таблица 7. Ответы на вопросы: «Что вы считаете самым большим успехом (а) и главным недостатком (б) в деятельности вашей комсомольской организации за последнее время?» (в% к общему числу опрошенных; n = 3101)


а) Успехи в работе

б) Недостатки в работе

1 — назвали конкретные явления

2 — ответили, сто больших успехов нет

3 — ответили, что никаких успехов/недостатков нет

4 — не ответили на вопрос

Таблица 8. Ответы на вопрос «Как помог комсомол в осуществлении ваших жизненных планов?» (в% к общему числу опрошенных; n = 3101)

1 — очень, существенно, в какой-то мере


2 — никак

3 — не ответили на вопрос

Таблица 9. Ответы на вопросы: «Ставили ли вы сами перед своей организацией какие-либо вопросы? (а) Если да, то были ли удовлетворены их решением? (б) Если нет, то почему? (в)» (в% к общему числу опрошенных, к числу позитивно ответивших на вопрос «а» и к числу негативно ответивших на вопрос «а»; n =3101,m3 = 927, m4= 2174)


1 — да (ставили, удовлетворены полностью)

2 — да (удовлетворены отчасти)

3 — нет (не ставили, не удовлетворены)

4 — объяснили причины негативного ответа

Таблица 10. Ответы на вопрос: «Каким главным качеством должен обла­дать нынешний комсомольский руководитель?» (в% к общему числу оп­рошенных; n = 3101)


1 — человечность

2 - организаторские способности

3 — умение убеждать

4 — стремление ставить интересы дела выше собственных

5 — смелость в постановке и решении вопросов

6 - самостоятельность суждений

7 — ораторское мастерство

Таблица 11. Ответы на вопросы: «Нуждаются ли в изменениях существующие практики приема в комсомол (а) и отчетов и выборов в комсомол(б), а также организационные формы жизни комсомола (в)?» (в% к общему числу опрошенных; n= 3101)


а) Практика приема в комсомол

б) Практика отчетов и выборов в комсомоле

в) Организационные формы жизни комсомола

1 — нуждается в изменениях

2 — не нуждается в изменениях

3 — не ответили на вопрос