Горожане в процессах потребления массовой информации и пропаганды
Методы и техники.
По части методов производства первичной информации общая картина на этот раз была следующей: большая часть полевых работ реализовалась с помощью опросов — либо анкетных, на основе техники самозаполнения, либо в форме стандартизированных интервью. Вместе с тем в одном случае было проведено включенное наблюдение, а в семи — серия разнообразных социолингвистических тестов.
Таблица 1а. Городские аудитории различных средств и каналов массовой информации и пропаганды на уровне контактов-2, в ответах на вопросы типа: «Читаете ли вы какие-нибудь газеты?», «Смотрите ли телевизор?», «Занимаетесь ли (занимались ли когда-нибудь) в сети политического образования?» и т. д. «Если да, то насколько регулярно (как часто)?» (в% к общему числу опрошенных; n21 = 918 и n21= 1020)
Таблица 1б. Общая картина потребления информации газет жителями Таганрога на уровне контактов-1. Ответы на вопросы: «Читаете ли вы газеты? Какие?», «Какие из них выписываете на дом?», «Как часто читаете их? » (в% к общему числу опрошенных; n21 = 918)
Таблица 2а. Структура совокупного потребления горожанами информации СМИП на уровне контактов-2, в ответах на вопросы типа: «Читали ли вы на этой неделе газеты? Насколько регулярно?», «Пришлось ли вам в последнее время посещать лекции? Когда и как часто?» и т. д. (картина в целом, в абс. выраж.; n’32 1009)
+ — контакты регулярные
± — контакты нерегулярные
- — контакты отсутствуют
Таблица 2б. Структура совокупного потребления горожанами информации СМИП на уровне контактов-2 (окончание) (картина в группах по роду занятий, в% к объему соответствующих групп; n’32= 1009)
Активность горожан в их контактах с системами СМИП
1 - максимальная (регулярные контакты со всеми шестью средствами, причем со СМИ на всех трех уровнях структуры управления — центральном, областном и городском)
2 — очень высокая (регулярные контакты с шестью же средствами, однако со СМИ с меньшей систематичностью, нежели в первом случае)
3 — высокая (регулярные контакты со всеми тремя СМИ и одним-двумя СМУП)
4 — умеренная (регулярные и нерегулярные контакты с одним-тремя СМИ и одним-тремя СМУП)
5 — слабая (регулярные контакты с одним-тремя СМИ и ни с одним СМУП)
6 — предельно слабая (нерегулярные контакты с одним-тремя СМИ и ни с одним СМУП)
7 — нулевая (случай так называемой абсолютной не-аудитории СМИП, когда контакты со всеми шестью средствами полностью отсутствуют)
Таблица 3а. Структура фактического потребления горожанами материалов «Таганрогской правды» на уровне контактов-3, в зависимости от содержания информации, в ответах на вопрос: «Какие материалы во вчерашнем номере «ТП» вы прочитали, какие просмотрели, а какие не стали даже просматривать?» (в% к общему числу контактов-3; n’10= 4546)
Типы контактов-3
+ — прочтение материала
± - частичное прочтение (просмотр) материала
- — отказ от знакомства с материалом
Таблица 3б. Структура фактического потребления горожанами материалов «Таганрогской правды» на уровне контактов-3, в зависимости от характеристик читателей, в ответ на тот же вопрос, что и в таблице 3а (в% к общему числу контактов-3; n’10= 4546)
Типы контактов-3
+ — прочтение материала
± — просмотр (частичное прочтение) материала
-- — отказ от знакомства с материалом
Таблица 4а. Ответы на полузакрытый (23 позиции) вопрос: »Какие материалы (темы, проблемы, рубрики) интересуют вас в центральных газетах прежде всего?» (в% к числу читателей центральных газет; nцг21 = 854)
1 — международная жизнь
2 — информация о происходящем в стране
3 — спорт
4 — литература и искусство
5 — вопросы семьи, быта, воспитания детей
6 — проблемы. Связанные со сферой деятельности респондента
7 — новости и проблемы науки, техники
8 — вопросы морали
9 — фельетоны
10 — происшествия, судебная хроника
11 — проблемы молодежи
Таблица 4б. Ответы на полузакрытый (23 позиции) вопрос: «Какие материалы (темы, проблемы, рубрики) интересуют вас в областных и городской газетах прежде всего?» (в% к числу опрошенных читателей местных газет; nмг 21=845)
1 — справочные материалы
2 — информация о происходящем в городе
3 — международная связь
4 — вопросы экономики (промышленности, сельского хозяйства)
5 — проблемы, связанные со сферой деятельности респондента
6 — вопросы жилищного строительства, благоустройства города
7 — литература и искусство
8 — спорт
9 — происшествия, судебная хроника
10 — вопросы семьи, быта, воспитания детей
Таблица 4в. Ответы на полузакрытый (23 позиции) вопрос: «Какие передачи радио интересуют вас больше всего?» (в% к числу опрошенных радиослушателей; nР21 = 885)1
1 — легкая музыка и развлекательные передачи
2 — последние известия
3 — литературно-драматические передачи
4 — международная жизнь
5 — спорт
6 — вопросы семьи, быта, воспитания детей
7 — справочные материалы
8 — передачи радиостанции «Маяк»
9 — передачи, связанные со сферой деятельности респондента
10 — классическая музыка
Таблица 4г. Ответы на полузакрытый (23 позиции) вопрос: «Какие передачи телевидения интересуют вас больше всего?» (в% к числу опрошенных телезрителей nТЕ21= 833)
1 — художественные фильмы
2 — легкая музыка и развлекательные передачи
3 — «Клуб кинопутешественников»
4 — спортивные передачи
5 - информационные программы
6 — литератур но-драматические передачи
7 — международная жизнь
8 — классическая музыка
9 — передачи для детей
Таблица 5а, сборная. Некоторые разрозненные характеристики отношения горожан к системе политического образования, функционировавшей в городе (по итогам опросов населения Таганрога в целом и аудитории, политшкол, кружков и семинаров; в% к n32= 1020 и n29 = 1083)
Таблица 5б. Ответы на вопросы: «Интересует ли вас история КПСС? Хотели бы вы расширить свои познания в этой области?» (а), «А марксистско- ленинская философия?» (б) (в% к общему числу опрошенных горожан; n32= 1020)
1 — центральные газеты
2 — местные газеты
3 — всесоюзные газеты
4 — центральное и областное телевидение
Таблица 6а. Основания (мотивы) выбора людьми разных каналов СМИ. Ответы на полузакрытые (21 позиция) вопросы: «Какие стороны деятельности и свойства предпочитаемых вами газет, программ радио и телевидения вам особенно важны и побуждают вас обращаться именно к этим каналам массовой информации?» (в% к числу опрошенных горожан, читавших центральные и местные газеты, слушавших радио и смотревших телевидение; при nцг21 = 854, nмг21 = 845, nр21 = 885 и nте21— 833)
Таблица 6б. Основания (мотивы) выбора людьми разных каналов СМУП. Ответы на полузакрытые (19 позиций) вопросы: «Что прежде всего привлекает людей к занятиям в системе политического образования, почему они ходят на лекции и политинформации?» (в% к общему числу опрошенных горожан; n32 = 1020) (а) и «Что в первую очередь побуждает с лично обращаться к этим источникам информации?» (в% к объему сегментов населения, пользовавшихся названными средствами массовой устной пропаганды; n32сеть = 241, n32лек = 591 и n32пинф = 459) (б)
1 — занятия в сети политического образования
2 — лекции общества «Знание»
3 — политинформации на предприятиях, в учреждениях
Таблица 7. Мера знакомства горожан с именами выдающихся зарубежных политических деятелей (а), зарубежных и отечественных спортсменов (б), ученых (в), писателей (г), художников (д) и композиторов (е) (количество верно определивших «кто есть кто», в% к общему числу испытуемых; n12 = 300)1
Таблица 8. Мера знакомства разных групп горожан с именами выдающихся зарубежных политических деятелей, зарубежных и отечественных спортсменов, ученых, писателей, художников и композиторов (суммарная картина верных определений, в показателях Иср; n12 = 300)
Таблица 9. Мера знакомства горожан с общим (внешнеполитическим словарем газет (количество верных и ошибочных определений в % к числу испытуемых; n13 = 300)1
1 — высшая степень знания слова, совпадающая с его широким аналитическим
толкованием
2 — средняя степень знания слова, совпадающая с его употреблением в системе
средств массовой коммуникации
3 — полное незнание слова или его ошибочное толкование
Таблица 10. Мера знакомства разных групп горожан с общим (внешнеполитическим) (а) и специальным (экономическим) (б) словарями газет(суммарная картина, в% к числу испытуемых; n13 = 300)
а) Общий словарь
1 — знают не менее 44 слов (из 50)
2 — знают от 38 до 43 слов
3 — знают от 26 до 37 слов
4 — знают до 25 слов
б) Специальный словарь
5 — знают все 18 слов
6 — знают от 9 до 17 слов
7 — знают от 6 до 8 слов
8 — знают до 5 слов
Таблица 11. Освоение читателями материалов прессы. Уровни понимания (интерпретации) так называемых сложных (а) и простых (б) текстов газетных сообщений (в% к числу испытуемых; n14,18= 300)
а) «Сложный» текст газетного сообщения
б) «Простой» текст газетного сообщения
1 — адекватная интерпретация текста
2 — адекватная интерпретация текста с неправильным лексическим или грамматическим оформлением
3 — неадекватная интерпретация текста с передачей основных элементов его общего содержания
4 - неадекватная интерпретация текста с передачей второстепенных элементов его общего содержания
5 — отсутствие интерпретации текста (полная неспособность интерпретировать текст)
Таблица 12. Освоение читателями материалов прессы. Ответы на вопросы: «Удовлетворяет ли вас форма изложения в газетах (язык, стиль и т.п.) интересующих вас вопросов?» (а) и «Что именно вам не нравится в газетной форме изложения?» (б) (в% к числу испытуемых; n11 = 300)
а) 1 — вполне удовлетворяет
2 — в основном удовлетворяет
3 — в одних случаях удовлетворяет, в других нет
4 — в основном и вовсе не удовлетворяет
б) 1 — обилие шаблонных слов и выражений
2 — чрезмерное многословие, в котором тонет основная мысль
3 — наличие непонятных слов и выражений
4 - литературная бедность языка
5 — обилие разного рода литературных «красот»
6 — краткость изложения, мешающая понять основную мысль
Таблица 13. Мера согласия читателей с публикациями прессы. Ответы на вопросы: «Как вы относитесь к газетному материалу, привлекшему за последнее время ваше особое внимание — согласны ли с его содержанием? Со знаком его подачи? С фоном освещения этой проблематики в прессе в целом? С фактом самой публикации материала?» (а) и «Как вы относитесь к ряду материалов, недавно опубликованных в «Таганрогской правде»? (б) (в% к числу опрошенных читателей газет; n’9= 439)
+ + полное одобрение, согласие
+ одобрение, согласие в основном
+ - одобрение, согласие с серьезными оговорками
0 сбалансированное и нейтральное отношение
- скорее, неодобрение, несогласие
— - полное неодобрение, несогласие
? затруднились ответить
Таблица 14. Социальный и образовательный составы групп населен выделенных в зависимости от двух характеристик сознания людей — меры адекватности осознания ими своих информационных потребностей (а) и уровня их семиотической подготовки (б) (в% к объему соответствующих групп; n’10 = 107, n13,14,18= 300)а) Группы с разными уровнями осознания своих информационных интересов (подлинных и мнимых)
1 — с господством подлинных интересов (Инт-1)
2 — с преобладанием подлинных интересов (Инт-2)
3 — с преобладанием мнимых интересов (Инт-3)
4 — с господством мнимых интересов (Инт-0)
б) Группы с разными уровнями семиотической подготовки
1 — высоким (Сем ур-1)/
2 — средним (Сем ур-2)
3 - противоречивым (Сем ур-3)
4 — низким-1 (Сем ур-4)
5 — низким-2 (Сем ур-5)
6 - неопределенным (Сем ур-6)
7 — нулевым (Сем ур-7)
Таблица 15. Степень информированности таганрожцев относительно некоторых сторон идущей в стране хозяйственной реформы (в% к общему числу опрошенных горожан и объему двух сегментов жителей города — занятых в промышленности (участвующих в реформе) и «прочего населения»; при n1= 932, m11= 457 и m21= 475)
А — ансамбли опрошенных, отвечавших на соответствующий вопрос
И- полная информированность (правильный ответ)
И-частичная информированность (примерно правильный ответ)
И - номинальная информированность (неопределенный ответ)
И-полная неинформированность (неправильный ответ, отсутствие ответа)
И — средняя степень информированности
Таблица 16. Степень информированности населения Таганрога относительно различных сторон жизни города (в% к общему числу опрошенных горожан; n4 = 1000)
Таблица 17. Степень информированности населения города относительно решений, принятых городскими и районными органами управления (в% к общему числу опрошенных горожан; n73 = 992, n74-76 = 1000)
А-ансамбли опрошенных, отвечавших на соответствующий вопрос
И— знакомство с содержанием решения
И - знакомство с фактом принятия решения, но незнакомство с его содержанием
И - полное незнакомство с фактом принятия решения
И- средняя степень информированности
Таблица 18. Ответы на вопросы: «В какой мере население вашего гоп знакомо с решениями, принимаемыми городскими и районными руководящими органами, насколько оно информировано по поводу состояния путей решения городских проблем?» Самооценки населения (в % общему числу опрошенных горожан; n4 = 1000), и оценки работников местных органов управления (в% к общему числу опрошенных; n40= 230)