Контакты
Результаты социологических исследований советского периода/Эпоха Брежнева

Время отпусков . Как лучше провести его?

Метод и техники.

Исследование проводилось в июне — августе 1966 г.

Все рассматриваемые исследования выполнялись методом анкетного опроса с использованием двух способов анкетирования. Базовая «В» реализовалась командированными из Москвы анкетерами в форме всесоюзного репрезентативного опроса на основе стратифицированной (квотной) модели населения, в технике самозаполнения. Две другие анкеты распространялись по методу стихийной нерепрезентативной выборки, т.е. были опубликованы на страницах «Комсомольской правды» (с интервалом в один месяц) с призывом откликнуться них читателям газеты.

Таблица 1. Ответы на вопрос «Что должен дать хороший отдых здоровому человеку в первую очередь?» (в% к общему числу опрошенных: n = 1564)


1 — снять усталость, придать силы для дальнейшей

2 — укрепить здоровье, закалить физически

3 — отвлечь от обычных забот

4 — расширить кругозор, дать новые знания

5 — увеличить число знакомств, связей с интересными людьми

Таблицы 2,3. Ответы на вопросы: «Что имеет большее значение для проведения хорошего, полноценного отпуска — материальные возможности или умение человека отдыхать?» (2) и «При развитии материальной базы отдыха на строительство каких сооружений следует обратить главное внимание?» (3) (в% к общему числу опрошенных; n = 1564)

Таблица 2


1 — умение отдыхать

2 — материальные возможности

3 — и то, и другое в равной мере

4 — затруднились ответить

Таблица 3


1 — строительство небольших домов на несколько семей

2 — строительство палаточных городков, лагерей

3 — строительство легких сборных домов

4 — строительство многоэтажных зданий городского типа

5 — затруднились ответить

Таблица 4. Ответы на вопрос: «При разработке мер по улучшению организации отдыха в стране чему следует отдать предпочтение — отдыху по путевке или без нее (а), отдыху стационарному или мобильному (б)?» (в % к общему числу опрошенных; n = 1564)


а) Отдых по путевке или без нее

1 — отдых по путевке

2 — отдых без путевки

3 — и то, и другое в равной мере

4 — затруднились ответить

б) Отдых стационарный или мобильный

1 — отдых на одном месте

2 — отдых с передвижением из одного места в другое

3 — и то, и другое в равной мере

4 — затруднились ответить

Таблица 5. Ответы на вопрос: «Почему туризм получил у нас в последние годы столь широкое развитие?» (в% к общему числу опрошенных; n= 1564)



1 — рост общей культуры, образования

2 — рост доходов населения

3 -усиление пропаганды туризма

4 — усиление влияния городского образа жизни

5 - привлекательность этого вида отдыха

6 — развитие транспорта

7 — доступность этого вида отдыха

8 — расширение сети туристических баз и маршрутов

Таблица 6. Ответы на вопрос: «От развития какого рода транспорта — общественного или индивидуального — будет в первую очередь зависеть распространение туризма в стране?» (в% к общему числу опрошенных; n = 1564)


1 — общественный транспорт

2 — индивидуальный транспорт

3 — и тот, и другой в равной мере

4 — затруднились ответить

Таблица 7. Ответы на вопрос: «На какой состав компании отдыхающих следует ориентироваться, прежде всего, при перспективном планировании отдыха населения?» (в% к общему числу опрошенных; n = 1564)


1 — отдых с семьей

2 — отдых в компании друзей, сослуживцев

3 — отдых в незнакомой компании

4 — отдых в одиночку

5 — затруднились ответить

Таблица 8. Ответы на вопрос: «Нужно ли привлекать для расширения материальной базы отдыха денежные средства населения? (а) Если да, то каким образом?» (б) (в% к общему числу опрошенных и к числу утвердительно ответивших на вопрос «а»; n = 1564, na = 465)


а) Нужно ли привлекать средства населения?

1-да

2 —нет

3 - затруднились ответить

б) Каким образом?

4 — ответили на вопрос, в том числе 5-8

5 — передача части средств населения государству в форме лотереи, специального налога, безвозмездных сборов и т. д.

6 — взносы членов добровольного сообщества отпускников и туристов

7 - кооперативное строительство

8 — увеличение стоимости путевок в дома отдыха, пансионаты, спортла­геря и т. д.

9 — затруднились ответить на вопрос, включая ответивших не по существу вопроса

Таблица 9. Ответы на вопрос: «Какие из перечисленных источников и формации играют в выборе места и способа отдыха населением главную роль?» (в% к общему числу опрошенных; n = 1564)


1 — советы друзей и знакомых

2 — специальные справочники, карты, атласы

3 — сообщения радио и телевидения

4 — газетные и журнальные статьи

5 - художественная литература, кинофильмы

6 — рекламные проспекты

Таблица 10. Ответы на вопрос: «Что вы можете предложить для улучшения информации о различных видах отдыха?» (в% к общему числу опрошенных; n = 1564)


Увеличить количество и улучшить качество (1-7)

1 — специальных справочников, карт, атласов

2 — специальных передач по телевидению

3 — специальных рекламных фильмов

4 — специальной информации в газетах и журналах

5 — специальных передач по радио

6 — рекламных проспектов

7 — специальных (по проблемам отдыха) газет и журналов

8 — посчитали, что существующая информация не нуждается в улучшении

9 - затруднились ответить