Проблемы советской семьи
Метод и техники.
Исследование проводилось в декабре 1961 г. — феврале 1962 г.
Исследование проводилось в форме анкетного выборочного опроса путем публикации анкеты на страницах газеты, т.е. на основе стихийно складывающейся непрезентативной выборки.
После выбраковки части материала к анализу были приняты в конечном счете 12104 анкеты.
Таблица 1. Ответы на вопрос: «От каких пережитков прошлого, бытующих ныне, необходимо освободиться молодым семьям?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)
1 — мещанство, в том числе в таких формах его выражен
2 — дух стяжательства, материального расчета
3 — отрыв от общественной жизни, ограниченность интересов кругом семьи
4 - индивидуализм, эгоизм
5 — дух паразитизма
6 — погоня за модой, «красивой жизнью»
7 — ханжество, лицемерие
8 - соглашательство, примиренчество
9 — вредные народные традиции (российский домострой, азиатские феодально-байские пережитки и т.п.)
10 — пьянство
11 — религиозные предрассудки
12 — ревность
13 — грубость (брань, побои)
14 — супружеская неверность
15 — националистические предрассудки (шовинизм, национализм, антисемитизм)
16 — пережитков нет
Таблица 2. Ответы на вопрос: «Какие стороны воспитания детей в советской семье вы считаете лучшими, самыми прогрессивными?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)
1 —воспитание комплекса черт коммунистической морали, в том числе 2-8
2 — любви к труду
3 — чувства коллективизма
4 — честности, принципиальности
5 — любви к Родине
6 — любви к знаниям
7 — преданности делу строительства коммунизма, стремления принести пользу обществу
8 — сознательной дисциплины
9 — воспитание на личном примере
10 — сочетание семейного воспитания с общественным
11 — требовательность и уважение к ребенку
12 — эстетическое воспитание
13 — воспитание самостоятельности
14 — физическое воспитание
15 — применение методов убеждения
16 — выявление и развитие природных склонностей и способностей ребенка
17 — домашние (коллективные) формы воспитания дошкольников
18 — применение методов принуждения (в т.ч. телесных наказаний)
Таблица 3. Ответы на вопрос: «С какими трудностями в воспитании детей встречаются в настоящее время семьи?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)
1 — трудности материального характера, в том числе 2-7
2 — нехватка детских учреждений (яслей, садов, интернатов, школ продленного дня)
3 — отсутствие у родителей времени для воспитания (в связи с работой, учебой, общественными обязанностями, занятием домашним хозяйством)
4 — жилищные трудности (перенаселенность, отсутствие детской комнаты и т.д.)
5 — малообеспеченность (низкий уровень зарплаты, высокие цены и т.д.)
6 — нехватка продуктов и товаров детского потребления
7 — нехватка специальных детских учреждений (художественных, спортивных школ, площадок и т.д.)
8 — недостаток у родителей культуры, педагогических знаний и навыков
9 — недостатки в работе детских учреждений, в том числе 10-16
10 — материальная незаинтересованность воспитателей
11 — неудовлетворительная политехнизация школы
12 — ограниченное время работы
13 — перегрузка школьных программ
14 — плохая подготовленность воспитателей
15 — безнадзорность детей во внеучебное время
16 — перегруженность контингента
17 — отсутствие у родителей единства в подходе к воспитанию
18 — влияние на детей существующего в обществе материального неравенства
19 — трудности воспитания, связанные с малодетностью
20 = влияние буржуазной морали
Таблица 4. Ответы на вопрос: «С решением какой проблемы вы связываете в первую очередь ликвидацию остатков неравного положения женщины в быту?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)
1 — расширение сети детских учреждений
2 — облегчение женского труда на производстве
3 — участие мужа, детей в ведении домашнего хозяйства
4 — расширение и улучшение общественных форм удовлетворения потребностей семьи
5 — облегчение домашнего труда путем механизации работ
6 — преимущественное сокращение рабочего дня для женщин
7 — улучшение снабжения продуктами и товарами
8 — увеличение социальных льгот женщинам-матерям
9 — полное освобождение женщин о работы на производстве
10 — снижение цен на предприятиях общественного питания
Таблица 5. Ответы на вопрос: «Как подготовлены молодые люди к созданию семьи? Если недостаточно, то в чем это выражается?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)
1 — достаточно подготовлены
2 — недостаточно подготовлены, в том числе 3-7
3 — не осознают моральной ответственности
4 — не осознают материальной ответственности
5 — не обладают необходимыми навыками ведения домашнего хозяйства и ухода за детьми
6 — имеют малый жизненный опыт
7 - не обладают необходимыми знаниями в вопросах физиологии и гигиены брака
8 — никакая специальная подготовка не нужна
9 — затруднились ответить
Таблица 6. Ответы на вопрос: «Нуждается ли в изменениях существующий порядок бракосочетания? Если да, в каких именно?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)
1 — не нуждается
2 — не нуждается
3 — усиление торжественности ритуала, выработка новых обрядов
4 — увеличение «испытанного» срока перед регистрацией, введение помолвки
5 — повышение возрастных норм вступающих в брак
6 — улучшение работы ЗАГСов (привлечение опытных людей, организация консультаций юристов, медиков, педагогов и т.д.)
7 — ликвидация «испытательного» срока перед регистрацией
8 — гласность бракосочетания (публикация в газетах и т.д.)
9 — запрещение регистрации брака без характеристики с места работы (учебы)
10 — ликвидация регистрации браков вообще
11 — запрещение регистрации брака без согласия родителей
12 — запрещение регистрации брака без свидетельства о состоянии здоровья
13 — запрещение неравных по возрасту браков
14 — запрещение повторного вступления в брак
15 — увеличение отпуска при бракосочетании до месяца
16 — затруднились ответить
Таблица 7. Ответы на вопрос: «Нуждается ли в изменениях существующий порядок расторжения брака? Если да, в каких именно?» (в% к числу опрошенных, n = 12104)
1 — не нуждается
2 — нуждается в упрощении, в том числе 3-8
3 — отмена платы за развод
4 — отмена объявлений в газете
5 — расторжение через товарищеский суд (на производстве, по месту жительства)
6 — расторжение без суда (при обоюдном согласии)
7 — расторжение через ЗАГС
8 — расторжение исключительно через народный суд
9 — нуждается в усложнении
10 — разводы должны быть вовсе запрещены
11 — должен быть изменен порядок взимания алиментов
12 — затруднились ответить
Таблица 8. Ответы на вопрос: «Чем вы объясняете случаи распада молодых семей?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)
1 — легкомысленное отношение к созданию семьи (моральная и материальная безответственность)
2 — пережитки прошлого (пьянство, распущенность, ревность и др.)
3 — жилищные трудности
4 — вмешательство родных и посторонних
5 — отсутствие жизненного опыта, неумение переживать трудности
6 — низкий жизненный уровень
7 — заключение брака по расчету
8 — разница в уровнях духовного (культурного) развития
9 — раннее заключение брака
10 — нездоровье, отсутствие детей, половая неудовлетворенность
11 — разница в возрасте
12 — долгая разлука (армия, учеба и др.)
Таблица 9. Ответы на вопрос: «Какие меры по укреплению молодой семьи вы можете предложить?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)
1 — улучшение подготовки молодежи к браку, в том числе 2-4
2 — привлечение большего внимания к молодежи со стороны общественности
3 — усиление воспитательной работы
4 — усиление пропаганды в вопросах брачно-семейных отношений
5 — увеличение помощи молодоженам со стороны государства, в том числе 6-9
6 — улучшение жилищных условий
7 — трудоустройство, организация быта
8 — предоставление кредитов
9 — увеличение доходов в связи с рождением детей