Итоги и перспективы движения за коммунистический труд
Метод и техники.
Исследование проводилось в августе — ноябре 1961 г.
Исследование «А» выполнялось в форме почтового опроса на основе репрезентативной вероятностной выборки, включавшей 500 так называемых лучших коллективов коммунистического труда. Идея взять в качестве объекта исследования именно «лучшие» коллективы была порождена главной целью исследования — намерением выявить прежде всего нерешенные проблемы движения, его наиболее серьезные пробелы и минусы. Эти «лучшие» коллективы были выбраны случайным образом из общего списка в тысячу с лишним предприятий и учреждений, составленного ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ — двумя центральными органами, осуществлявшими непосредственное руководство движением, с последующим уточнением этих рекомендаций в обкомах комсомола.
В ходе полевых работ названная выборка была реализована на три четверти, так что фактический объем ансамбля А составил 367 коллективов, насчитывающие в общей сложности свыше 44 тыс. человек.
Таблица 1. Ответы на вопрос: «Что представляло для вас наибольшую трудность в борьбе за звание коллектива коммунистического труда? Что вы считаете своим главным достижением?» (в% к объему ансамбля A; nA = 367)
1 — борьба за нового человека
2 — воспитание коммунистического отношения к труду
3 — воспитание коллективизма
4 — рост профессионального мастерства
5 — сочетание работы с учебой
6 — укрепление трудовой дисциплины
7 — преодоление плохих условий труда
8 — овладение смежными профессиями
9 — ликвидация брака и повышение качества продукции
10 — освоение новейшей техники
11 - преодоление мелкособственнических, религиозных и иных пережитков
12 — улучшение поведения людей в быту
13 — усиление общественной активности членов коллектива
14 — трудностей не было
Таблица 2. Ответы на вопрос: «Какие новые черты отличают труд вашего коллектива?» (в% к объему ансамбля A; nA = 367)
1 — высокая сознательность в отношении к труду (примерная дисциплина, работа с личным клеймом без ОТК и т.п.)
2 — высокая производительность труда
3 — творческое отношение к труду (овладение новейшей техникой, передовыми методами, рационализаторство и т.п.)
4 — безвозмездность труда
5 — высокая культура производства
Таблица 3. Ответы на вопрос: «Какие изменения произошли в вашей жизни с тех пор, как вы избрали своей заповедью «Жить по-коммунистически?» (в% к объему ансамбля A; nA = 367)
1 — в целом улучшились отношения между членами коллектива
2 — повысилась общая культура людей (они стали больше учиться, заниматься искусством)
3 — укрепилась дружба членов коллектива, выросла их взаимопомощь (в том числе вне работы)
4 — повысился идейно-политический уровень людей, их общественная активность
5 — улучшилось поведение людей в быту (семье, общественных местах и др.)
6 — выросло доверие людей друг к другу, в том числе в денежных делах (получение зарплаты без кассира и т. д.)
Таблица 4. Ответы на вопрос: «В какой степени и каким образом ваш коллектив оказывает влияние на жизнь других людей? (в% к объему ансамбля A; nA = 367)
1— помощь в труде, в т.ч. 2
2 — переход в отстающие бригады
3 — обмен опытом со смежными предприятиями
4— шефская работа, в т. ч. 5-6
5 — с подрастающим поколением (в школах, пионерлагерях и т. д.)
6 — в колхозах и совхозах
7— воспитательная работа, в т. ч. 8-10
8 — путем приема в коллектив отстающих
9 — среди населения района
10 — в молодежных общежитиях
11 — участие в соревновании
Таблица 1а. Ответы на вопрос «В чем вы видите самые сильные стороны жизни коллективов коммунистического труда?» (в% к объему ансамблей Б1 и Б2; nБ1 = 461, nБ2 = 834)
Ансамбль Б1
Ансамбль Б2
1 — высокие производственные показатели, в т.ч. 2-5
2 — высокая сознательность в отношении к труду, образцовая дисциплина
3 — возросшая производительность труда, улучшение качества продукции
4 — рост элементов творчества, высокий уровень рационализаторства
5 — совершенствование мастерства, владение несколькими профессиями
6 - существенные улучшения в отношениях между людьми, в т. ч. 7-8
7 — развитие коллективизма
8 — высокий уровень взаимопомощи в соответствии с девизом «Один за всех и все за одного»
9 — возросшая культура членов коллектива, в т. ч. 10-13
10 - улучшение поведения в быту (семье, общественных местах)
11 — повышение образования
12 — активное участие в общественной жизни
13 — повышение интереса к литературе, искусству
14 — воспитание качеств нового человека
15 — развитие форм безвозмездного труда
16 — сильные стороны отсутствуют
Таблица 5. Ответы на вопрос: «какие недостатки имеют место в соревновании за коммунистический труд?» (в% к объему ансамблей А, Б1 и Б2; nА = 367; nБ1 = 461; nБ2 = 834)
1 — формализм в присуждении званий, в т. ч. 2-6
2 - односторонность критериев, учет лишь производственных показателей
3 — отсутствие контроля за выполнением обязательств
4 — нарушение принципа добровольности
5 — присвоение званий без достаточных оснований (очковтирательство)
6 — создание для вступивших в борьбу за звание искусственных условий
7 — нечеткость в руководстве движением
8 - невозможность участия в движении администрации и служащих
9 - неразработанность общих норм движения
10 - неконкретность обязательств
11 - недостатков нет
Таблица 6. Ответы на вопрос: «С решением какой из проблем вы связываете в первую очередь дальнейшее массовое распространение движения?» (в% к объему ансамблей А, Б1 и Б2; nА = 367, nБ1 = 461, nБ2 = 834)
1 — рост сознательности людей
2 - повышение образования и культуры
3 - внедрение новейшей техники
4 - совершенствование профессионального мастерства
5 - распространение передового опыта
6 — улучшение организации производства
7 — повышение материального благосостояния
8 — дальнейшая демократизация управления
9 — изменение отношения к человеку, рост уважения и доверия к нему
Таблица 7. Ответы на вопрос: «В каких формах будет развиваться в дальнейшем движение за коммунистический труд?» (в% к объему ансамблей А, Б1 и Б2; nА = 367, nБ1 = 461, nБ2 = 834)
1 - индивидуальное ударничество
2 - коллективные формы, в т. ч. 3-5
3 — малые производственные коллективы (бригады, смены, цеха,
отделы)
4 — крупные производственные коллективы (предприятия)
5 - сверхкрупные объединения (районы, города)
6 - затруднились ответить
Таблица 8. Ответы на вопрос: «Нуждается ли в изменениях существующий порядок присвоения почетного звания?» (в% к объему ансамблей А, Б1 и Б2; nА = 367, nБ1 = 461, nБ2 = 834)
1 - нет, не нуждается
2 - да, нуждается, в т. ч. 3-6
3 — необходимо усилить элемент торжественности
4 — необходимо усилить элемент гласности
5 — присвоению звания коллективу должно предшествовать присвоение званий всем его членам
6 — необходимо ввести испытательный срок
7 — затруднились ответить
Таблица 9. Ответы на вопрос: «За кем следует оставить право решающего голоса при присуждении почетного звания, каким должно быть участие в этом масс?» (в% к объему ансамблей А, Б1 и Б2; nА = 367, nБ1 = 461, nБ2 = 834)
1 — собрание вышестоящего коллектива (для бригады — цех, для цеха — предприятие и т. д.)
2 — профсоюзы
3 — партийные организации
4 - комсомольские организации
5 - представители широкой общественности (семьи, соседи, жители города)
6 — совет коллективов и ударников коммунистического труда на предприятии
7 - администрация предприятия
8 — собрание самого коллектива, которому присваивается звание
9 — смежные организации (поставщики, потребители)
10 — специально созданный для этой цели орган
Таблица 10. Ответы на вопрос: «Можно ли лишать человека (коллектив) почетного звания?» (в% к объему ансамблей А, Б1 пБ1=461,пБ2 = 834)
1 — нельзя — ни человека, ни коллектив
2 — можно, в т. ч. 3-5
3 — можно человека и нельзя коллектив
4 — можно и человека, и коллектив
5 — можно и человека, и коллектив, но только на определенный срок
6 — затруднились ответить