Контакты

Динамика рейтингов и состава исполнителей радиостанций «Русской медиагруппы» за 2015-2017 гг.

Павел Уткин

С приходом нового руководства в августе 2015 года в медиахолдинг «Русская медиагруппа», в который входят такие радиостанции, как «Русское радио», радио «Хит FM», радио «DFM», радио «Монте-Карло» и радио «Максимум», начались изменения в редакционной политике относительно исполнителей, находящихся в радиоэфире. Главным образом, это коснулось «Русского радио», откуда начали либо почти полностью, либо полностью пропадать песни некоторых исполнителей, которые были против создания нового «патриотичного медиахолдинга» на базе «Русской медиагруппы». Вместо них начали появляться новые исполнители, например, стоит отметить, что среди них есть те, которые спродюсированы самим инициатором создания «патриотичного медиахолдинга» Владимиром Киселевым, например, ЮрКисс, ВладиМир, Елена Север и т.д.

Новая редакционная политика отразилась не только на составе исполнителей, но и на их количестве. Наибольшее снижение количества исполнителей зафиксировано на радио «Хит FM»: по сравнению с наблюдаемым периодом[1] 2015 года количество исполнителей 2017 года снизилось на 65% — с 844 до 293 исполнителей, также на 55% — с 1662 до 752 — снизилось количество исполнителей на радио «Максимум», на 50% — с 1124 до 564 — на радио «DFM».

Рисунок 1. Количество исполнителей за наблюдаемый период 2015-2017 гг. по радиостанциям «Русской медиагруппы».

Интересна также структура среди приходящих/уходящих исполнителей (Рисунок 2), где видно, что больше всего за год сменяются исполнители на радио «Хит FM»: 83% и 71% ушли из эфира в 2015 и 2016 гг. соответственно, а пришли 57% в 2016 г. и 67% в 2017 г., меньше всего — на радио «Монте-Карло» (22% и 14% ушли в 2015 и 2016 гг. соответственно, пришли 14% в 2016 г. и 15% в 2017 г.). С «Русского радио» в 2015 г. ушло 19% исполнителей, в 2016 г. — 34%, а пришло — 26% в 2016 г. и 36% в 2017 г.

Рисунок 2. Доля ушедших/пришедших исполнителей за наблюдаемые периоды 2015-2017 гг. по радиостанциям «Русской медиагруппы». Base — все выходы песен в эфир радиостанции за наблюдаемый период.

Радио «Хит FM» выделяется среди остальных радиостанций «Русской медиагруппы» высокой обновляемостью списка исполнителей. За наблюдаемый период 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на радио пришло 67% новых исполнителей (например, у «Русского радио» этот показатель равен 36%, у радио «Максимум» — 50%, DFM— 57%, а у радио «Монте-Карло» -15%). Радио «Монте Карло» имеет наиболее постоянную базу исполнителей за период 2015-2017 год, 69% исполнителей уже, по крайней мере, третий год подряд постоянно находятся в ротации этой радиостанции в то время, как на радио «Хит FM» таких исполнителей только 8%. Структура исполнителей радиостанции с временнОй привязкой изображена на Рисунке 3.

Рисунок 3. Состав исполнителей радиостанций «Русской медиагруппы» наблюдаемого периода 2017 года относительно времени их появления. Base — все выходы песен в эфир радиостанции за наблюдаемый период.
Возвращаясь к новой редакционной политике относительно «Русского радио», за исследуемый период 2015 года такие исполнители, как Валерия и Лолита входили в Топ-20 наиболее часто появляющихся исполнителей в эфире «Русского радио», но в связи с конфронтацией с новым руководством их песни почти перестали выходить в эфир. Лолита отметила в интервью MK.RU[2], что она вместе с Валерией и некоторыми другими исполнителями находится в «черном списке» у нового руководства, и что из «эфира сняты все песни», но это не соответствует действительности: за наблюдаемый период 2017 года она появлялась в эфире, но совсем мало — всего 10 раз (доля от всех песен в эфире — 0,06%), а Валерия — 75 раз (доля от всех песен в эфире - 0,46%).

Топ-20 исполнителей «Русского радио» за наблюдаемый период 2017 гг. показан на Рисунке 4.

Рисунок 4. Русское радио. Топ-20 исполнителей по доле выходов в эфир за наблюдаемый период 2017 г. с долями 2015-2016 гг. Base— все выходы песен в эфир радиостанции за наблюдаемый период.

Из Топ-20 исполнителей 2016 года по доле проигрываемых песен в эфире «Русского радио», 5 (25%) входили в Топ-20 за тот же период 2015-2016гг. Это Григорий Лепс, Елка, Нюша, Валерий Меладзе и Дима Билан.

Среди остальных радиостанций «Русской Медиагруппы» можно отметить радио «Хит FM», у которой ежедневный охват по Москве с 2015 по 2017 гг. немного вырос — с 3,2% до 4,3%. Как результат высокого процента обновляемости списка исполнителей радио «Хит FM», из Топ-20 исполнителей радиостанции только 1 исполнитель (Серебро) находился в Топ-20 радиостанции за наблюдаемый период 2015-2016 гг.

Рисунок 5. Хит FM. Топ-20 исполнителей по доле выходов в эфир за наблюдаемый период 2017 г. с долями 2015-2016 гг. Base— все выходы песен в эфир радиостанции за наблюдаемый период.
Помимо «Русского радио» и «Хит FM», из остальных радиостанций «Русской медиагруппы» наиболее обращает на себя внимание радио «Максимум», откуда за наблюдаемый период 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года пропали все русские исполнители — БИ-2, Дельфин, Земфира, Ленинград, Мумий Тролль, Смысловые Галлюцинации и Сплин. Топ-20 исполнителей радио «Максимум» за исследуемый период 2017 года изображен на графике ниже. 8 из 20 исполнителей (40%) из данного списка были в Топ-20 по доле выходов песен в эфир за аналогичный период 2015 и 2016 года (Depeche Mode, Muse, The Rasmus, Nickelback, The Prodigy, Fall Out Boy, Green Day, Linkin Park).

Рисунок 6. Радио Максимум. Топ-20 исполнителей по доле выходов в эфир за наблюдаемый период 2017 г. с долями 2015-2016 гг. Base— все выходы песен в эфир радиостанции за наблюдаемый период.
У радио «DFM» также высокий процент новых исполнителей, и, как результат, в Топ-20 исполнителей не вошел ни один исполнитель, который находился в Топ-20 радиостанции в 2015 и 2016 гг.

Рисунок 7. Радио DFM. Топ-20 исполнителей по доле выходов в эфир за наблюдаемый период 2017 г. с долями 2015-2016 гг. Base— все выходы песен в эфир радиостанции за наблюдаемый период.
Радио «Монте-Карло» демонстрирует наибольшую стабильность среди остальных радиостанций «Русской медиагруппы». Из Топ-20 исполнителей 2017 года по доле проигрываемых песен в эфире радиостанции «Монте-Карло» 13 из 20 (65%) исполнителей входили в Топ-20 за наблюдаемый период 2015 и 2016 гг. Это Madonna, Mylene Farmer, Chris Rea, Michael Jackson, George Michael, Elton John, Roxette, Scorpions, Sade, Enigma, Enya, Joe Dassin, Kenny G.

Рисунок 8. Радио Монте-Карло. Топ-20 исполнителей по доле выходов в эфир за наблюдаемый период 2017 г. с долями 2015-2016 гг. Base— все выходы песен в эфир радиостанции за наблюдаемый период.
В заключение можно отметить, что новые тенденции в попытках создать новый «патриотичный медиахолдинг» не обернулись успехом для «Русской медиагруппы», это очевидно на примере «Русского радио», где вместо притока новых радиослушателей рейтинги радиостанции падают, а также репутация самой медиагруппы оказалась довольно подмоченной после многочисленных скандалов с российскими звездами эстрады. Если в январе-июле 2015 года — до смены руководства — ежедневный охват «Русского радио» по РФ (daily reach) был равен 15,2%, то за аналогичный период 2017 года он сократился — до 13,9%[3]. Теперь «Русское радио» менее популярно, чем радио «Европа Плюс», «Авторадио» и «Дорожное радио». Налицо тот факт, что новый контент радиостанции не принес роста популярности и, наоборот, стал менее интересен радиослушателям. Относительно других радиостанций также невозможно однозначно сказать, что новая редакционная политика с целью попытаться диверсифицировать контент, пошла на пользу популярности радиостанций — только ежедневные охваты «Хит FM» и «Монте-Карло» в г.Москве демонстрируют совсем небольшой рост, у радио «Максимум» и «DFM» охваты неизменны с 2015 года, а у «Русского радио», как отмечалось выше, ежедневные охваты постепенно снижаются.

Рисунок 9. Ежедневные охваты по г.Москве и РФ за 2015-2017 гг. по радиостанциям «Русской медиагруппы».
[1] Наблюдаемый период — 22-33 неделя с 2015 по 2017 гг. По «Русскому радио» для сравнения изначально был взят период 22-33 недели, но ввиду отсутствия данных в 2017 году за полный период, данные взяты за период 28 июня — 17 августа.

[2] http://www.mk.ru/culture/2017/06/09/lolita-raskryla-taynu-chernogo-spiska-russkogo-radio-s-efira-snyaty-vse-pesni.html

[3] Здесь и далее показатели Daily reach — данные Mediascope.