Есть мир покупателей и есть мир продавцов, и не встретиться им никогда..
В свое время нам посчастливилось проанализировать с использованием контент-анализа три массива информации: 1) мнения клиентов о компаниях определенного рынка, собранные с помощью слабоструктурированных открытых интервью; 2) интервью с экспертами рынка; 3) материалы сайтов обсуждаемых компаний. Результаты анализа выявили следующее:
1. Критерии описания, используемые клиентами разных компаний, обладают кратно большей согласованностью, чем мнения экспертов. Чем больше вовлечен клиент в заимодействие с компанией, тем бОльшую тревожность он испытывает по отношению к компании.
1. Критерии описания, используемые клиентами разных компаний, обладают кратно большей согласованностью, чем мнения экспертов. Чем больше вовлечен клиент в заимодействие с компанией, тем бОльшую тревожность он испытывает по отношению к компании.
2. Мнения экспертов обладают меньшей эмоциональной вовлеченностью и их описание факторов покупки существенно отличается от критериев, используемых потребителями. Конкретный эксперт склонен к акцентированию на гораздо меньшем количестве факторов и ошибочно оценивать их важность по сравнению с клиентами. В общем случае наблюдается существенное переоценка ценовых факторов в завершении покупки по сравнению с реальным влиянием суммы. Эксперты склонны игнорировать, что хотя конкретный покупатель и ограничен в сумме покупки, он волен выбирать из доступного ему предложения и итоговый выбор определяется уже не ценой, а непосредственными потребительскими характеристиками. Эксперты склонны недооценивать влияние непосредственных потребительских характеристик на выбор покупателя, мотивируя занижение этого фактора некомпетентностью покупателей в специфических вопросах. Традиционно игнорируется тот факт, что формирование потребительской оценки чаще всего происходит исходя из целостного восприятия без рефлексии по поводу причин, повлиявщих на эту оценку.
3. Мотивационное и эмоциональное содержание пресс-релизов и сайтов компаний гораздо больше схожи друг с другом, чем оценки клиентов компаний, но структурно абсолютно им не соответствуют.
4. Мнения экспертов ближе к коммуникационым материалам компаний, чем к мнению потребителей.
Таким образом, было установлено, что несмотря на лозунг «отстройки от конкурентов» реально маркетинговая коммуникация компаний одного сектора сильно стандартизована и ее содержание отличается от критериев, влияющих на выбор клиентов. Индивидуальное и общее экспертное мнение также акцентируется на менее значимых для потребителя факторах и игнорирует значимые. Подавляющая часть маркетинговой коммуникации компаний из-за своей параллельности критериям клиентов игнорируется, что в практическом плане приводит к доминированию при потребительском выборе ситуативных, а не коммуникационных факторов.
4. Мнения экспертов ближе к коммуникационым материалам компаний, чем к мнению потребителей.
Таким образом, было установлено, что несмотря на лозунг «отстройки от конкурентов» реально маркетинговая коммуникация компаний одного сектора сильно стандартизована и ее содержание отличается от критериев, влияющих на выбор клиентов. Индивидуальное и общее экспертное мнение также акцентируется на менее значимых для потребителя факторах и игнорирует значимые. Подавляющая часть маркетинговой коммуникации компаний из-за своей параллельности критериям клиентов игнорируется, что в практическом плане приводит к доминированию при потребительском выборе ситуативных, а не коммуникационных факторов.