Контакты
Собственные публикации/Рынки и тенденции
Михаил Дымшиц, Павел Уткин

Делали ли необходимое продюсеры фильмов с государственной поддержкой для окупаемости проектов?

Как известно, для получения заданного объема сборов, чтобы окупить производство, необходимо не только снять хороший фильм, но и обеспечить его дистрибуцию. При анализе сборов фильмов, получивших государственную поддержку, сразу видно, что в общем случае они не блещут показателями по сравнению с лидерами проката, что само по себе и не новость.

Мы задались вопросом, а выпуская фильм с государственной поддержкой в прокат, продюсеры вообще собирались возвращать затраты или изначально их сбытовая стратегия делала возврат бюджета невыполнимым.

Для этого мы пересчитали бюджеты фильма в минимальный объем сборов, исходя из нормативного показателя в 45% сборов, которые получают продюсеры (мы знаем, что доходы от проката не являются единственной формой дохода от фильма, но они являются основой всех остальных доходов). Несложный анализ демонстрирует, что только 14 фильмов были отдистрибутированны в необходимом объеме (точки ниже линий зависимости сборов от дистрибуции фильмов различной степени привлекательности), чтобы окупить затраты. Продюсеры остальные 48 проанализированных фильмов не выполнили даже минимальных условий для окупаемости фильмов в прокате.

Да, не все фильмы, получившие необходимую дистрибуцию, в результате окупились: только 5-6 фильмов из 14, оказались привлекательными для зрителя. Но остальные фильмы не могли окупиться даже гипотетически.

Получавшие обычно невозвратную поддержку Минкульта продюсеры только для 12% фильмов обеспечили необходимую дистрибуцию; получившие возвратную поддержку Фонда кино ответственно подходили гораздо чаще (30% фильмов получали необходимую дистрибуцию), но и они в 70% ситуаций вели себя абсолютно безответственно. График демонстрирует, что дистрибуция, скорее всего, не решила проблему окупаемости фильмов с господдержкой, они в массе своей откровенно плохие, но три фильма, поддержанных Фондом кино, возможно, были недооценены своими продюсерами и прокатчиками.

Их трех основных прокатчиков российских фильмов с господдержкой необходимую дистрибуцию обеспечили 1/3-2/5 фильмов Централ Партнершип, WDSSPR и Каропрокат, а также два фильма, вверенные Fox и и единственный фильм «Экспонента фильм». Остальные два десятков прокатчиков ни разу не выполнили даже «обязательное упражнение».

Очевидно, что не все фильмы, получающие господдержку, обязаны быть шедеврами. И хотя существуют методы исследований, позволяющие оценить привлекательность на всех стадиях кинопроизводства (бюджет таких исследований составляет 3-5 млн. рублей, что при среднем бюджете в 150 млн. не выглядит невыносимой нагрузкой), фильмы всегда будут различаться своей привлекательностью. Но проведенный анализ демонстрирует, что значительная часть продюсеров и дистрибьюторов фильмов, получивших господержку, даже не планировали выходит на окупаемость.

Что в очередной раз ставит вопрос о целесообразности этой поддержки, если «создателям» достаточно освоить выделенный бюджет и они даже не демонстрируют выход на окупаемость.

Решение этой проблемы лежит не в выделении квоты сеансов, как неоднократно хотел сделать министр Мединский, а в общем решении проблем кинопроката. Как мы неоднократно рассказывали, ошибки в дистрибьютерской стратегии являются весьма распространенными: широкую дистрибуцию могут получать весьма посредственные фильмы, а интересные для публики иметь очень ограниченную дистрибуцию (например, /news/cinema20191016). И ситуация касается не только таких вопиющих ситуаций, как с фильмом «Холодная война», а вполне проходных фильмов, которые можно посмотреть только один раз. Но время, потраченное на них, будет временем, потраченным с удовольствием.

Сегодняшнее информационное обеспечение киноиндустрии позволяет оценивать сборы хоть каждый час, но анализ первых дней проката позволяет оценить привлекательность фильма. привлекательные фильмы увеличивают уже в первые дни проката количество зрителей на сеанс (или сохраняют ли их летом), а непривлекательные теряют или изначально имеют малое количество зрителей (менее 30 зрителей при 5000 и более сеансов). Нынешняя организация дистрибуции фильмов позволяет легко получить возможность дополнительного сеанса и при желании прокатчики могут быстро уменьшать количества сеансов непривлекательных и увеличивать возможность посмотреть привлекательные фильмы. Хотя для этого и придется работать в субботу. Но это уже будет после захода солнца, так что дозволительно….