Контакты
Собственные публикации/Медиа

Идентификаторы общественно-политической позиции

Россию население идентифицирует с личностью президента — такая общественная синестезия: доверие к нему и приятие политики нашего государства наиболее похожи по степени одобрения или неодобрения (Рис.1)¹. Они формируют кластер (I) субъективно близких большинству населения — одобряемых— стран, в который вошли, кроме России, Китай, Белоруссия, Бразилия, Венесуэла, Индия. Иран и Сирия — политика которых оценивается неоднозначно, с тенденцией ухудшения (Рис.2) — в результате тоже оказались здесь.

Противоположное отношение — неодобрение государственной политики — социологически наиболее выражено для США и Украины. К ним близки по непривлекательности для нашего населения Германия, Франция, Великобритания, Польша, Грузия и Саудовская Аравия. Все вместе они формируют кластер (II) — страны, политические мероприятия которых мы, все вместе взятые, не одобряем. Или не имеем определенного мнения в данной связи — Япония, Канада, Италия и Израиль.

Рис.1. Группировка 20 стран по одобрению и неодобрению их политики населением (февраль 2016г, Москва):

Кластер I отличается бОльшим общим одобрением, но, скорее, тенденцией ухудшения мнения (снижение одобрения за месяц), кластер II — меньшим одобрением в принципе и возможной положительной тенденцией изменения мнения (Рис.2).

Рис.2. Изменение политических предпочтений за месяц по вопросу «Политику каких стран из перечисленных далее Вы одобряете или не одобряете и, в какой степени?» (панельная часть исследования, стандартная ошибка среднего 3%)

Основная тема текущего информационного контента — война, конфликты в Сирии и на Украине (см. раздел сайта «Публикации»: «Влияние СМИ на формирование общественного мнения. Структура повестки дня: что знаем, а что волнует… Продолжение») наиболее актуальна и выступает ключевой в информационном пространстве для ведущей общественной позиции — 42% опрошенных — устойчивого лояльного отношения к власти (проникновение конфликтно-военной темы — около 20%).

Для принципиально не одобряющей власть группы — 12% не одобряют деятельность президента и не согласны с его поддержкой абсолютным большинством — военная информационная повестка менее актуальна (10%), но в силу своей навязчивости в информационной среде все равно занимает лидирующие позиции в отсутствии более актуального событийного контекста (например, на момент 1 волны исследования — «снос палаток» стал таким контекстом — 13%).

Уверенные уклонисты (не высказывают свою политическую позицию в течение исследования) и разумные «неодобряющие» (их мнение постоянно — не одобряю действия, но согласен с уровнем поддержки большинством) не интересуются такой тематикой в принципе или не больше, чем чем-либо еще (см. раздел сайта «Публикации»: «СМИ и установки человека: формирующее влияние содержания или выбор соответствующего содержания»).

Так что если внутренний состав кластеров (рис.1) подразумевает возможность существования различных мнений и разнообразия причин, то полярные оценки — это очевидная общественная позиция, объясняющаяся информационной средой обитания и наличием формирующей политической позиции большинства.

Самое дифференцированное отношение к странам наблюдается у лояльного к власти населения (Рис.3), то есть антагонизм выше у формирующего общее мнение большинства, которое наиболее чувствительно к военно-конфликтному информационному контексту. Наиболее однородная оценка — среди «неодобряющих».

С ростом доверия к власти увеличивается одобрение политики стран кластераI и уменьшается для стран кластераII (кластеры - рис.1). Мнение «неодобряющих» отличается не только меньшим разбросом оценок, но главное — отношением к политике нашей страны, объясняющимся недоверием президенту. При этом стоит обратить внимание, что знак оценки разных стран у одобряющих и неодобряющих деятельность президента не различаются, различие исключительно в выраженности эмоции.

Рис.3. Зависимость одобрения политики некоторых стран от доверия президенту РФ по политическим позициям населения:

Рис.4. Фрагмент рисунка 3 — зависимость одобрения политики виртуального государства Силандия от доверия президенту РФ по политическим позициям населения:

На диаграмме указаны средние значения и их доверительные интервалы (красным) для достоверности 95%

В исследовании использовались некоторые провокационные индикаторы. Одним из них являлось включение в список стран, об одобрении или неодобрении политики которых надо было высказать свое мнение (шкальная оценка), виртуального государства — Силандия. Абсолютное большинства — 87% опрошенных — ожидаемо затруднились ответить на этот вопрос, остальные 13% давали свою оценку политике несуществующей страны, при этом в большинстве случаев — 10% респондентов — негативную. Мнение не зависит от политической позиции (Рис.4), если таковая имеется: все склонны немного фантазировать (врать), кроме молчунов (и/или не определившие свои политические ориентиры), которые здесь в силу действия своей позиции об отсутствии любой позиции оказываются наконец-то честными, не попадаясь на провокацию. Интересно, что недобросовестная оценка или лукавство в этом случае более свойственно мужчинам (Рис.5): именно они гораздо чаще, чем женщины, высказываются о неодобрении политики несуществующей страны.

Рис.5. Одобрение политики виртуального государства Силандия по полу а возрасту респондентов:

На диаграмме серым фоном отмечен доверительный интервал значимости оценки среди всех респондентов (все) для достоверности 95%

Рис.6.Оценка политики виртуального государства Силандия в зависимости от восприятия собственной действительности (самоощущения) по полу и возрасту населения:

А то, что такая тенденция связана с возрастом и значимая недобросовестность оценки приходится на моменты сниженной оценки восприятия собственной мужчин (Рис.6, о самоощущении подробнее см. «Темы возрастные и не очень» в разделе сайта «Публикации»), говорит об осознанном лукавстве при ответе для поддержания желаемого статуса, нежели банальной невнимательности при опросе.

___________________________________________________

¹ использованы материалы социологического исследования, проведенного в рамках реализации социально-значимого проекта «Измерение реального влияния СМИ на когнитивные и поведенческие установки человека, с целью формирования новой информационной повестки в обществе» (январь—июль 2016г, с использованием средства государственной поддержки, выделенных в качестве гранта частному образовательному учреждению «КЛАСС Тренинг. Коучинг. Консалтинг», в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса Фондом ИСЭПИ)